Адаптация детей дцп детскому саду

Адаптация ребенка с ДЦП к условиям детского сада. (из опыта работы)

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т.д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе.

Поступление в детский сад-сложный этап в жизни каждого ребенка, а ребенка-инвалида с нарушениями двигательной функции адаптация к условиям ДОУ усложняется. Этот момент имеет особое значение. Ведь взаимодействие со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

Наине, а так зовут девочку, которая пришла к нам в октябре 2013 года, было 4 года. Детский сад она посещает вместе с мамой, т.к. не может передвигаться самостоятельно. Первые дни пребывания в ДОУ вызывали у ребенка страх перед незнакомой обстановкой, новыми требованиями, незнакомыми людьми. И наша задача заключалась в том, чтобы как можно быстрее решить эту проблему страха перед окружающим, и пониманию того, что несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов: научиться общаться и играть со здоровыми детьми, самостоятельно решать определенные задачи.

Свою работу мы начали прежде всего с того, что в беседе с мамой выяснили все личностные особенности, привычки ребенка, для того, чтобы выбрать правильный индивидуальный подход, что в свою очередь смягчило период адаптации. В результате беседы выяснилось, что Наине, а она четвертый ребенок в семье, отводилась роль немощного человека, а действия близких сводились лишь к тому, чтобы уберечь ребенка от травм и неприятностей. Она привыкла к тому, что постоянная, каждодневная забота становится неотъемлемой частью ее существования. Безграничная помощь привела к пассивному образу жизни, отсутствии инициативы.

В первый же день мы познакомили новенькую со всеми помещениями группы: приемной, групповой комнатой, спальней, туалетом, умывальной. Вместе с ребятами определили место за столом, показали шкафчик для раздевания. Дети отнеслись к Наине очень доброжелательно, охотно рассказывали и показывали все игрушки, предлагали свою помощь.

Следующим шагом стало постепенное знакомство ребенка со всеми взрослыми: няней, психологом, инструктором ЛФК, логопедом, инструктором по плаванию т.е. с теми людьми, которые будут ее окружать каждый день. Мы старались вызвать только положительные эмоции, объяснили и показали, чем ребята занимаются в различные периоды пребывания в детском саду, для того чтобы вызвать интерес и желание попробовать свои силы в разных видах деятельности.

Особый интерес и восторг у Наины вызвал бассейн. Если в помещении она могла передвигаться только с помощью взрослого, то в бассейне —плавала самостоятельно только при поддержке надувных игрушек и чувствовала себя более уверенно.

Во все образовательные мероприятия вводили ребенка поэтапно, давая ей возможность привыкнуть, нагрузку увеличивали постепенно. Это позволило добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

Наина посещает наш детский сад уже год. За этот период она делает попытки одеваться самостоятельно, во время еды сама держит ложку и ест, собирает игрушки, хорошо ориентируется в пространстве. У ребенка обогатился словарный запас, она пытается говорить полными предложениями.

Таким образом пребывание ребенка-инвалида в детском саду одновременно со здоровыми детьми помогает решить проблему одиночества и социально адаптироваться в обществе.

Автор: Сушко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад № 222
Месторасположение: г.Ульяновск

Из опыта работы социального педагога с детьми с ДЦП

Автор -Нина Николаевна Ларионова, социальный педагог Государственного образовательного учреждениядетского сада комбинированного вида № 1312 САО г. Москвы

Дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Этот процесс происходит во многом благодаря овладению представлениями об окружающем мире. В случае возникновения отклонений от нормального хода психофизического развития, происходит недоразвитие или искажение процесса социализации. Преодолеть самостоятельно возникшие проблемы ребенок не может, необходимо создание особых условий, обеспечивающих гармоничность его взаимодействия с окружающим его миром.

Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Я как социальный педагог взаимодействую с представителями социальных институтов (воспитателями, педагогом-психологом, логопедом, педагогом-дефектологом, врачами, родителями).

Наше учреждение тесно сотрудничает с центром диагностики и консультирования «Участие» и центром психолого-медико-социального сопровождения «Радинец», что обеспечивает более успешную социализацию и адаптацию особого ребенка в социуме.

Социально-педагогическая работа в детском саду выражается в оказании помощи в становлении успешного взаимодействия между личностью с ДЦП и социумом, повышении уровня социальной адаптации дошкольников, что впоследствии позволит обеспечить максимально независимую жизнь в обществе, несмотря на имеющиеся значительные ограничения в жизнедеятельности и трудоспособности.

Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что «особый» ребенок имеет ограниченные возможности участвовать в деятельности, соответствующей его возрасту (игровой, трудовой, учебной, коммуникативной), что лишает его базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого малыша от участия в адаптивных ситуациях, что отнюдь не способствует формированию и укреплению механизма социализации, а напротив, тормозит развитие личности. В результате у него отсутствуют возможности овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих его возрасту и социокультурным традициям общества.

Эти обстоятельства порождают ряд социально-педагогических проблем при посещении ребенком детского сада:

  • ограничение способности к самообслуживанию, физической независимости, мобильности;
  • неумение адекватно вести себя в обществе;
  • невозможность заниматься деятельностью, соответствующей возрасту.

Следствием становится снижение уровня социализации и интеграции в общество. В частности, адаптивные возможности ребенка с церебральным параличом могут ослабляться из-за недостатка физического здоровья, психологических проблем общения, материальных средств (для удовлетворения специфических потребностей детей-инвалидов) .

Сущность своей работы как специалиста – социального педагога в дошкольном образовательном учреждении я вижу в обеспечении полной и полноценной социальной адаптации и интеграции «особых» детей и создании адекватных условий для их будущей независимой жизни в обществе.

Содержание социально-педагогической деятельности предполагает:

  • сбор и анализ информации о наличии лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, досуговых, и других социальных институтов и служб, оказывающих комплексную поддержку детям и членам их семей;
  • координацию усилий и средств учреждений, социальных служб, различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты населения) в оказании комплексной помощи;
  • прогнозирование, позволяющее на основе анализа имеющейся информации и личных контактов с представителями структур, оказывающих социально-педагогическую помощь, определять перспективы развития личности дошкольника с учетом индивидуальных возможностей индивидуума;
  • социальную профилактику, которая заключается в формировании здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в детском саду, оказании семьям, имеющим ребенка-инвалида, первой информационной помощи;
  • организационную деятельность, направленную на содействие личностному развитию дошкольника, решение личных и социальных проблем детей и их семей, создание воспитывающей, педагогически организованной среды, позволяющей восстановить социальный статус ребенка и его семьи;
  • социальную реабилитацию, которая включает в себя создание условий для получения полного спектра услуг по реабилитации и социальной адаптации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
  • укрепление семейных отношений, направленное на оздоровление и нормализацию отношений в семье, налаживание семейного микроклимата;
  • социально-правовую поддержку, заключающуюся в оказании помощи в реализации законных прав и интересов детей-инвалидов и их семей;
  • социально-педагогическое сопровождение, предусматривающее сотрудничество с администрацией, психологом и другими сотрудниками специальных образовательных учреждений по дальнейшему обучению «особого» ребенка в школе.

Таким образом, в детском саду чрезвычайно актуально и необходимо проведение специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание социально-педагогических и психологических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие дошкольников с детским церебральным параличом.

Литература

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М. 2003.
  2. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М. 2001.
  3. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М. ТЦ Сфера, 2007.

Конспект занятия «Экскурсия в театр» (социально-бытовая адаптация детей с ДЦП 14–17 лет)

Ирина Анисимова
Конспект занятия «Экскурсия в театр» (социально-бытовая адаптация детей с ДЦП 14–17 лет)

• Ознакомление детей с деятельностью театра;

• Развитие эстетического развития;

• Проверка математических знаний;

• Развитие творческих и музыкальных способностей.

Педагог: Здравствуйте Лена и Даша! Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в театр на экскурсию. Это здание, где проходят разные спектакли, концерты, встречи. Сейчас мы с вами побываем в театре. Хорошо? Когда мы приходим в театр, сначала раздеваемся в ГАРДЕРОБЕ. В гардеробе выдают номерки. Мы с вами посмотрим, как работает гардероб.

Вот у нас гардеробные номерки. Их нужно разделить на «четные» и «нечетные». Каждому дам по два знака. Один – красный, другой – желтый. Красный знак обозначает «четную» цифру, а желтый знак «нечётную».

Педагог показывает любой номерок, а дети поднимают тот знак, который соответствует этому числу.

А теперь, слушайте – у входа театра висят АФИШЫ (показ картинок) Посмотрите, здесь указаны название спектакля, дата, время начала. А кто рисует все эти афишы? (художник) Вот висит недорисованная афиша спектакля «Русалочка». А давайте мы поможем художнику дорисовать героев спектакля. (Приглашает детей к столу)

На столе лежат цветные карандаши. Марина рисует «Русалочку», а Даша «Рыбку». (Звучит медленная музыка, из м/ф «Русалочка»)

Педагог: Какая красивая афиша получилась! Художник будет рад. (педагог вешает картинку на стойку). Самое главное помещение театра – ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. Он большой и красивый. В зале стоят кресла, есть проходы и сцена. Каждый зритель проходит по рядам, и находит своё место по номеру кресла. У меня такое задание. Будем решать задачи на слух. Уши готовы!

1. Если в одном ряду 5 мест, то в двух рядах сколько мест?

2. Если в одном ряду 15 мест, то в двух рядах сколько мест?

3. Если в одном ряду 10 мест, то в 8 рядах сколько мест?

4. Было 100 зрителей. Во время антракта вышли 60 зрителей, сколько зрителей осталось в зале?

Молодцы! Очень хорошо умеем считать.

Перед представлением, до начала спектакля звонит заключительный звонок. Смотрите, у меня красный колокольчик. Сейчас вместе с вами поиграем в игру «Угадай звоночек»

Педагог поворачивается и становится спиной к детям. Колокольчиком издает разные звуки (длинный-короткий) Дети должны уловить звук и подражать её точь-в точь. (хвалит детей)

Совсем скоро начнётся представление

«Русалочка». Двери закрыты, свет погас. Полная тишина… Занавес открывается (в это время девочки надевают «МАСКИ» на лицо, и под музыку танцуют танец «Русалочка») (аплодисменты зрителей)

Педагог: На этой красивой ноте наша экскурсия заканчивается… (пожелания педагога и вручение детям букет цветов)

Источники: http://portal2011.com/adaptaciya-rebenka-s-dcp-k-usloviyam-detskogo-sada-iz-opyta-raboty/, http://www.deti-club.ru/osobye-deti-iz-opyta-raboty-socialnogo-pedagoga-s-detmi-s-dcp, http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-yekskursija-v-teatr-socialno-bytovaja-adaptacija-detei-s-dcp-14-17-let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Как сделать поделку своими руками маме схема

    Идеи для подарка маме своими руками Мама далее...

    Презентация детей россии видео

    Презентация для детей далее...

    Занятие познавательное развитие дошкольников

    Как можно быстрее ответьте на вопросы: Сколько далее...

    Рисунки детей делаем зарядку

    Cекреты счастливых семей! далее...

    Поделки для детской площадки

    Поделки для сада, детской далее...

    Презентация детей тему часы

    ПрезентацияДЕТЯМ о ВРЕМЕНИ Автор: Азбука Ума 24 далее...

    Поделки из цветного картона без клея

    Аппликация похожа на мультфильм или далее...

    Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста

    Тест на тему: далее...

    Проект для детей с овз творческие встречи

    Познавательно-творческий проект для далее...

    Популярные статьи