Формирование глагольного словаря у детей с онр

Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

Елена Раскаткина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у детей с ОНР

1 слайд. Уважаемые коллеги, здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна Раскаткина. Я – учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» 2 слайд. предлагаю Вашему вниманию презентацию методической разработки раздела образовательной программы на тему «логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3 слайд. На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.

Жукова Н. С. Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.

Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.

4 слайд. Цель работы: совершенствование работы учителя-логопеда по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

раскрыть проблему формирования глагольного словаря в онтогенезе

изучить уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

разработать комплекс логопедических занятий по формированию глагольного словаря у детей изучаемой категории.

5 слайд. При 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка не превышает 1, 5-2 тыс. слов. Характерными лексическими особенностями речи дошкольников данной категории являются: преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выра-жающих оттенки значений или абстрактные понятия; частые замены одного названия другим, причем замены происходят, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Общее недоразвитие речи третьего уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»). Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.

6 слайд. Жукова Н. С. Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. В их работах выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

- личных окончаний глаголов;

- окончаний глаголов в прошедшем времени.

7 слайд. С целью изучения уровня сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР было обследовано 10 дошкольников 5-6 лет с ОНР-3 уровня.

8 слайд. Методика «Исследование пассивного словаря». В первом задании педагог предлагал показать на сюжетных картинках, кто что делает; во втором – показать кто как подает голос, в третьем – кто чем занимается, в четвертом – чем, что делают. При оценке ответов использовалась уровневая система:

высокий – правильное, самостоятельное выполнение

средний – больше половины самостоятельно

ниже среднего – меньше половины самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

низкий – только с помощью взрослого

Пассивный словарь детей развит недостаточно и находится на низком уровне.

9 слайд. Методика «Исследование активного словаря». В первом задании – сказать кто, что делает; во втором – кто как голос подает; в третьем – что делают с этим предметом.

Активный словарь беден, дети не всегда правильно называют действие, заменяют его близким по значению.

10 слайд. Методика «Исследование понимания близких по значению глаголов». Предлагались сюжетные картинки с изображением действий. Нужно было назвать, кто что делает.

У большинства детей уровень понимания близких по значению глаголов невысок.

11 слайд. С учетом результатов изучения уровня сформированности глагольного словаря формируются подгруппы для логопедических занятий. Был разработан комплекс логопедических занятий, которые имеют свою цель.

12 слайд. Работа проводится по следующим направлениям и опирается на принципы:

развития динамичности восприятия

продуктивной обработки информации

развития и коррекции высших психических функций

мотивации к учению

13 слайд. Все занятия проводятся с учетом лексических тем в соответствии с перспективным планом.

14 слайд. Работа по формированию глагольного словаря проводится на основе дидактического материала:

максимально используются все виды театра

дидактические игры с правилами дорожного движения активно используются при работе над приставочными глаголами

теоретические знания применяются на практике в физкультурном зале при выполнении различных упражнений (спрыгни, подпрыгни, перепрыгни, подбеги, оббеги и т. д.)

18 слайд. Данные обследования на коней года показали эффективность работы. Низкого уровня нет ни по одной методике исследования, возрос средний уровень сформированности глагольного словаря, высокий уровень отсутствует в силу объективных причин.

21 слайд. В работе были поставлены задачи, позволяющие сделать следующие выводы:

1. Раскрыта проблема формирования глагольного словаря в онтогенезе

2. Исследован уровень сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР

3. Разработан комплекс логопедических занятий.

Перспективой является вовлечение воспитателей, специалистов д/с и родителей в процесс развития, обогащения глагольного словаря у дошкольников с ОНР.

Общеизвестно, что глаголы являются основой любой фразы, любого высказывания, как образно выразилась одна моя коллега - глаголы - это рельсы языка.
Глагольный словарь у детей с ОНР всегда требует работы в той или иной степени. Особенно важна эта работа для алаликов, детей, накопивших достатоный словарь слов-предметов, но не выходящих на уровень фразы из-за бедности словаря действий.
Я сегодня подобрала упражнения и видеозадания на тему

Как расширять глагольный словарь детей

Как подступиться к словам-действиям, как работать последовательно и постепенно усложнять задания? Надеюсь, что моя статья ответит на эти вопросы сполна.

1. Игра “Кто как голос подает?”

Начинают говорить малыши со звукоподражаний:

Кошечка говорит мяу, собака гав.

Когда же приходит время поработать над глаголами, от этих звукоподражений надо будет образовывать действия.
Мяу - мяукает, гав - гавкает.
Мое следующее видео поможет запомнить такие слова.

2. Игра Кто как передвигается?


Затем хорошо поговорить о том, что кто-то из зверей плавает, а кто-то летает, кто-то ползает, а кто-то скачет. Играть можно с мячом - называйте зверя, рыбу или птицу и кидайте мячик, ребенок пусть возвращает мяч со словом-действием.

Щука - плавает
Стрекоза - летает
Заяц - прыгает
Дятел - летает
Кузнечик - прыгает

Дополнительная игра позволяет понять окончания действий в единственном и множественном числе: Утка плавает, а утки плавают. Гусь шипит, а гуси шипят Впрочем, в любой игре по действиям возможны варианты с числом или родом ( заяц скакал, зайчиха скакала)

3. Игра Угадай по действиям:

-Летает, плавает, ныряет, крякает …(утка)
- Мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …(кошка)
***

4. Загадки.

Очень многие загадки предлагают описание предмета по действию:

Мурлычет, плачет, коготки прячет(кошка)
Голодная мычит, сытая жует, ребятам молоко даёт. (корова)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)

5. Игра “Кто может совершать эти движения?”

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

Немного сложнее, идём от действия, помогайте ребенку подобрать существительные. Обращайте внимание, то одно и то же действие могут выполнять самые разные предметы - лететь может птица, самолет, пушинка, человек в прямом смысле, например, на парашюте, и в переносном - очень быстро бежать.

6. Игра Профессии

Люди каких-то профессий тоже выполняют действия, но тема эта для речевых детей будет посложнее. Однако, все-равно смотрите видео и повторяйте слова - даже, если ребенок не произносит ни слова - вы формируете его пассивный словарь.
Видео затрагивает более образование слов при помощи суффиксов - ИСТ, -ЩИК, но зададим вопрос ребенку после просмотра чуть по-другому: Что делает строитель – строит; повар – варит; художник – рисует … и т.д.

Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. 2014. №X. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovanii-glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 10.07).

Е.Ф. Попова et al. Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Специальное образование I (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovanii-glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 10.07).

Е.Ф. Попова А.В. Дидрих-Мирошник (2014). Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovanii-glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 10.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. 2014. №X С.167-173.

Е.Ф. Попова et al. Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Специальное образование I (2014).

Е.Ф. Попова А.В. Дидрих-Мирошник (2014). Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Специальное образование

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-metodicheskoi-razrabotki-na-temu-logopedicheskaja-rabota-po-formirovaniyu-glagolnogo-slovarja-u-detei-s-onr.html, http://www.tarologiay.ru/?p=3846, http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovanii-glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Упражнения при сколиозе ребенку б

    Упражнения при сколиозе Методы лечения далее...

    Упражнения для детей со сколиозом

    Упражнения для детей со сколиозом Поставленный диагноз «сколиоз» всегда далее...

    Упражнения ребенок тазовом предлежании

    Упражнения при тазовом далее...

    Раскраски дети делают зарядку

    Раскраски дети. Не все далее...

    Вязание летних вещей детей

    Летние вещи крючком для далее...

    Стихи маленьких детях детском саду

    Стихи про детский сад Большая подборка далее...

    Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

    Как научить ребенка далее...

    Государственная символика россии для детей презентация

    Презентация Символы России Целью далее...

    Нарушений связной речи старших дошкольников

    Диагностика развития связной речи у старших далее...

    Популярные статьи