Формирование личности ребенка список

Список литературы

1.#160;Ветрова В. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1975.

2.#160;Годовикова Д. Б. Соотношение активности детей в общении со взрослым и в исследовании новых предметов. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.#160;- М. 1974.

3.#160;Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1977.#160;- #8470;#160;5.

4.#160;Драгунова Т. В. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков #x2F; Под ред. Д. Б. Эльконина.#160;- М. 1967.

5.#160;Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослым у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1977.

6.#160;Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.#160;- М. 1960.

7.#160;Запорожец А. В. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников #x2F; Под ред. М. И. Лисиной.#160;- М. 1974.

8.#160;Каган М. С. Человеческая деятельность.#160;- М. 1974.

9.#160;Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни.#160;- М. 1970.

10.#160;Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших подростков #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. Вып. 2.#160;- М. 1976.

11.#160;Леонтьев А. Н. Сознание. Личность. Деятельность.#160;- М. 1976.

12.#160;Лисина М. И. Влияние словесно-эмоциональных воздействий взрослого на познавательное развитие детей первого полугодия жизни #x2F;#x2F; Обучение и развитие.#160;- М. 1966.

13.#160;Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни #x2F;#x2F; Развитие общения у дошкольников. Гл. III.#160;- М. 1974.

14.#160;Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения.#160;- М. 1974.

15.#160;Мещерякова С. Ю. К вопросу о природе комплекса оживления #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.#160;- М. 1975.

16.#160;Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общении с взрослыми #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1975.#160;- #8470;#160;5.

17.#160;Митева Л. О генетической отнесенности внеситуативного общения на познавательные и личностные темы: Дипломная работа.#160;- М. 1974.

18.#160;Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я.#160;- М. 1976.

19.#160;Рузская А. Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения с взрослыми #x2F;#x2F; Развитие общения у дошкольников.#160;- М. 1974.

20.#160;Смирнова Е. О. Развитие отношения дошкольников ко взрослому в ситуации обучения #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.#160;- М. 1975.

21.#160;Смирнова Е. О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1977.

22.#160;Фельдштейн Д. И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1974.#160;- #8470;#160;6.

23.#160;Эльконин Д. Б. Детская психология - М. 1960.

24.#160;Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1971.#160;- #8470;#160;4.

25.#160;BowlbyJ. The Nature of the Child's Tie to his mother #x2F;#x2F; Intern. Journ. Psychoanal, 1958.#160;- Vol. 39.

26.#160;Spitz R. А. Hospitalism: an Inquiry into the Genesis of Psychiatric Condition in Early Childhood #x2F;#x2F; R. S. Eissler et al. (eds.) - The Psychoanalytic Study of the Child.#160;- N. У. Internat. Univ. Pres. 1945.#160;- Vol. 1.

Формирование личности ребенка в общении-Майя Лисина. Читать онлайн

в закрытых детских учреждениях, и определить наиболее уязвимые в этом отношении «пункты» в психике детей разного возраста: отсутствие основных новообразований и эмоциональная уплощенность у младенцев; задержки в развитии познавательной активности и речи, а также нечувствительность к воздействиям взрослого у детей раннего возраста и т. д.

По мнению М. И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно–эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (А. Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». Предложенный М. И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности «как совокупности общественных отношений». В психологической плоскости, в отношении к отдельному индивиду, это понятие интерпретируется «как совокупность отношений к окружающему миру» (Э. В. Ильенков). Применительно к проблемам онтогенетического развития личности это положение конкретизируется в представлении о личностных образованиях как о продуктах, возникающих у ребенка: отношения к себе, к окружающим людям и предметному миру. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и общении типами этих отношений. Она полагала, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений.

Перечисленных аспектов и направлений исследований, осуществленных М. И. Лисиной за сравнительно недолгую научную жизнь, хватило бы, чтобы составить имя не для одного, а для нескольких ученых, и немалого масштаба. Если учесть при этом, что почти во всех исследовавшихся ею сферах психики ребенка Мая Ивановна открывала неизвестные до нее грани и резервы развития, то станет очевидным, что она была ярким явлением в психологической науке и событием в жизни каждого, кого судьба сводила с ней. Вызывали восхищение ее блестящий и оригинальный ум, безграничное трудолюбие, абсолютная научная честность и бескорыстие, широта знаний и неустанный творческий поиск. Щедро одаренная от природы, она преумножила свой талант неустанной работой, безоглядно отдавая людям при этом все, чем владела в науке: идеи, методы исследования, время и труд. М. И. Лисина создала школу в детской психологии, представители которой и сегодня продолжают по мере сил и возможностей начатое ею дело.

Ее идеи разрабатываются как у нас в стране, так и за рубежом. В настоящей книге представлены далеко не все работы М. И. Лисиной. В ней собраны лишь те из них, которые были посвящены проблемам значения общения ребенка со взрослым и сверстниками для его психического и личностного развития. Этой проблеме детской психологии она посвятила большую часть своей научной деятельности и ею занималась до последнего часа.

Заинтересованный читатель может отыскать работы М. И. Лисиной по другим психологическим проблемам, опираясь на список ее публикаций, находящийся в конце книге.

А. Г. Рузская, кандидат психологических наук

Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками

Проблемы онтогенеза общения[1]

Эта книга об общении. Мы расскажем в ней о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними, как преобразуется общение ребенка со взрослыми и сверстниками в первые 7 лет жизни. Наша книга также и о самопознании. Мы постараемся описать, что знает о себе маленький ребенок, как он представляет себе различные свои способности и вытекающие из них возможности.

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом: в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него. Не это ли переживание заставило воскликнуть Антуана де Сент–Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»? В условиях, когда на смену прежним привычным формам существования с их неторопливостью, постоянством связей и приверженностью традициям приходят новые формы бытия, характеризующиеся динамизмом и высоким ритмом,

Печатается по тексту книги: Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. Педагогика, 1986.

Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие — по крайней мере в начальный период — в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия (направленность внимания на внешний мир) и интроверсия (направленность внимания на внутренний мир), тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» — довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования,— пишет Л. И. Божович,— становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка».

Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный (самый благоприятный) период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. Современные игрушки — это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Источники: http://bookitut.ru/Formirovanie-lichnosti-rebenka-v-obshhenii.38.html, http://mreadz.com/read171740/p5, http://studopedia.ru/8_22403_formirovanie-lichnostnih-kachestv-u-rebenka-doshkolnika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Какие интересные книги детей

    Какие интересные книги для мальчика 11 лет далее...

    Благодарственное письмо ребенку за творческие успехи

    Благодарность родителям Благодарность родителям к 8 марта от детей Много доброго далее...

    Загадки про животных австралии для детей

    Загадки про животных Новые загадки Загадки с ответами далее...

    Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста курсовая

    Воспитание экологической культуры далее...

    Развивающие игрушки своими руками из подручных материалов

    Делаем игрушки из подручных материалов своими руками (старых кубиков, далее...

    Развивающие игрушки для трех лет

    Развивающие игры для детей далее...

    Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста

    Тема 3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста Социальная далее...

    Стихи благодарность детям за поздравления

    Благодарность в стихах Хочу произнести слова своей искренней признательности вам. далее...

    Поделки из бумаги в школьном лагере

    Поделки в лагере позволяют далее...

    Популярные статьи