Формирование личности ребенка список

Список литературы

1.#160;Ветрова В. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1975.

2.#160;Годовикова Д. Б. Соотношение активности детей в общении со взрослым и в исследовании новых предметов. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.#160;- М. 1974.

3.#160;Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1977.#160;- #8470;#160;5.

4.#160;Драгунова Т. В. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков #x2F; Под ред. Д. Б. Эльконина.#160;- М. 1967.

5.#160;Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослым у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1977.

6.#160;Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.#160;- М. 1960.

7.#160;Запорожец А. В. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников #x2F; Под ред. М. И. Лисиной.#160;- М. 1974.

8.#160;Каган М. С. Человеческая деятельность.#160;- М. 1974.

9.#160;Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни.#160;- М. 1970.

10.#160;Кравцов Г. Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших подростков #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. Вып. 2.#160;- М. 1976.

11.#160;Леонтьев А. Н. Сознание. Личность. Деятельность.#160;- М. 1976.

12.#160;Лисина М. И. Влияние словесно-эмоциональных воздействий взрослого на познавательное развитие детей первого полугодия жизни #x2F;#x2F; Обучение и развитие.#160;- М. 1966.

13.#160;Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни #x2F;#x2F; Развитие общения у дошкольников. Гл. III.#160;- М. 1974.

14.#160;Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения.#160;- М. 1974.

15.#160;Мещерякова С. Ю. К вопросу о природе комплекса оживления #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.#160;- М. 1975.

16.#160;Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общении с взрослыми #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1975.#160;- #8470;#160;5.

17.#160;Митева Л. О генетической отнесенности внеситуативного общения на познавательные и личностные темы: Дипломная работа.#160;- М. 1974.

18.#160;Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я.#160;- М. 1976.

19.#160;Рузская А. Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения с взрослыми #x2F;#x2F; Развитие общения у дошкольников.#160;- М. 1974.

20.#160;Смирнова Е. О. Развитие отношения дошкольников ко взрослому в ситуации обучения #x2F;#x2F; Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.#160;- М. 1975.

21.#160;Смирнова Е. О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. дис.#160;- М. 1977.

22.#160;Фельдштейн Д. И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1974.#160;- #8470;#160;6.

23.#160;Эльконин Д. Б. Детская психология - М. 1960.

24.#160;Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте #x2F;#x2F; Вопросы психологии, 1971.#160;- #8470;#160;4.

25.#160;BowlbyJ. The Nature of the Child's Tie to his mother #x2F;#x2F; Intern. Journ. Psychoanal, 1958.#160;- Vol. 39.

26.#160;Spitz R. А. Hospitalism: an Inquiry into the Genesis of Psychiatric Condition in Early Childhood #x2F;#x2F; R. S. Eissler et al. (eds.) - The Psychoanalytic Study of the Child.#160;- N. У. Internat. Univ. Pres. 1945.#160;- Vol. 1.

Формирование личности ребенка в общении-Майя Лисина. Читать онлайн

в закрытых детских учреждениях, и определить наиболее уязвимые в этом отношении «пункты» в психике детей разного возраста: отсутствие основных новообразований и эмоциональная уплощенность у младенцев; задержки в развитии познавательной активности и речи, а также нечувствительность к воздействиям взрослого у детей раннего возраста и т. д.

По мнению М. И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно–эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (А. Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». Предложенный М. И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности «как совокупности общественных отношений». В психологической плоскости, в отношении к отдельному индивиду, это понятие интерпретируется «как совокупность отношений к окружающему миру» (Э. В. Ильенков). Применительно к проблемам онтогенетического развития личности это положение конкретизируется в представлении о личностных образованиях как о продуктах, возникающих у ребенка: отношения к себе, к окружающим людям и предметному миру. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и общении типами этих отношений. Она полагала, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений.

Перечисленных аспектов и направлений исследований, осуществленных М. И. Лисиной за сравнительно недолгую научную жизнь, хватило бы, чтобы составить имя не для одного, а для нескольких ученых, и немалого масштаба. Если учесть при этом, что почти во всех исследовавшихся ею сферах психики ребенка Мая Ивановна открывала неизвестные до нее грани и резервы развития, то станет очевидным, что она была ярким явлением в психологической науке и событием в жизни каждого, кого судьба сводила с ней. Вызывали восхищение ее блестящий и оригинальный ум, безграничное трудолюбие, абсолютная научная честность и бескорыстие, широта знаний и неустанный творческий поиск. Щедро одаренная от природы, она преумножила свой талант неустанной работой, безоглядно отдавая людям при этом все, чем владела в науке: идеи, методы исследования, время и труд. М. И. Лисина создала школу в детской психологии, представители которой и сегодня продолжают по мере сил и возможностей начатое ею дело.

Ее идеи разрабатываются как у нас в стране, так и за рубежом. В настоящей книге представлены далеко не все работы М. И. Лисиной. В ней собраны лишь те из них, которые были посвящены проблемам значения общения ребенка со взрослым и сверстниками для его психического и личностного развития. Этой проблеме детской психологии она посвятила большую часть своей научной деятельности и ею занималась до последнего часа.

Заинтересованный читатель может отыскать работы М. И. Лисиной по другим психологическим проблемам, опираясь на список ее публикаций, находящийся в конце книге.

А. Г. Рузская, кандидат психологических наук

Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками

Проблемы онтогенеза общения[1]

Эта книга об общении. Мы расскажем в ней о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними, как преобразуется общение ребенка со взрослыми и сверстниками в первые 7 лет жизни. Наша книга также и о самопознании. Мы постараемся описать, что знает о себе маленький ребенок, как он представляет себе различные свои способности и вытекающие из них возможности.

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом: в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него. Не это ли переживание заставило воскликнуть Антуана де Сент–Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»? В условиях, когда на смену прежним привычным формам существования с их неторопливостью, постоянством связей и приверженностью традициям приходят новые формы бытия, характеризующиеся динамизмом и высоким ритмом,

Печатается по тексту книги: Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. Педагогика, 1986.

Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие — по крайней мере в начальный период — в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия (направленность внимания на внешний мир) и интроверсия (направленность внимания на внутренний мир), тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» — довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования,— пишет Л. И. Божович,— становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка».

Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный (самый благоприятный) период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. Современные игрушки — это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Источники: http://bookitut.ru/Formirovanie-lichnosti-rebenka-v-obshhenii.38.html, http://mreadz.com/read171740/p5, http://studopedia.ru/8_22403_formirovanie-lichnostnih-kachestv-u-rebenka-doshkolnika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Давайте жить дружно сценарий викторины для детей

    Идея: организовать День рождение с далее...

    Приучить ребенка спать режиму

    Как приучить ребенка спать далее...

    Проблемы развития дошкольного образования

    Проблемы и перспективы развития далее...

    Режим сна ребенка два года

    Сколько ребенок должен спать далее...

    Состояние артикуляционной моторики детей

    Исследование мимической, артикуляционной и тонкой ручной далее...

    Выявление способностей детей лагере

    Что ты нам подаришь лето? -Много солнечного далее...

    Хрюшка из пластиковых бутылок своими руками

    Наши мастер-классы своими далее...

    Творческие задания детей доу

    «Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Подготовила и провела: далее...

    Какой пластилин лучше для ребенка от года

    У нас давно куплен пластилин crayola для далее...

    Популярные статьи