Формирование представлений понятий детей

Раздел VII. Формирование и развитие научных представлений и понятий в процессе изучения окружающего мира

1. Методика формирования научных понятий на уроках окружающего мира.

2.Формирование экологических представлений и понятий и экологическое воспитание детей на уроках окружающего мира

3. Материал для организации самостоятельной работы

Ключевые слова: научное понятие, классификация понятий, этапы формирования понятий у младших школьников, экологическое воспитание в начальной школе

1. Методика формирования научных понятий на уроках окружающего мира

Существуют различные определения слова «понятие». В Большом энциклопедическом словаре «понятие» трактуется с двух позиций: 1) философии - форма мышления, отражающая существеннее свойства и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия – выделение общего, которое достигается путем отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделятся предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам #61531;#61533;. Иными словами, понятие- свойство объектов, предметов, явлений окружающей действительности; имя, название, которое позволяет не просто отнести объект к ряду подобных, но и осознать его отличительные особенности. Формирование понятий происходит с самого рождения ребенка. Можно назвать два основных пути формирования понятий:

1. Стихийный путь формирования понятий, осуществляется в процессе жизнедеятельности ребенка, непроизвольно. Огромнейшее количество бытовых понятий формируется в первые годы жизни подобным образом. Этот путь имеет определенную опасность: в некоторых случаях понятие может быть сформировано неверно, ошибочно (к примеру, что кит- рыба, паук или клещ- насекомое).

2. Организованный путь формирования понятий. Как правило, родители еще в раннем возрасте начинают этот процесс, знакомя детей с объектами мира (это кошечка, она пушистая, у нее лапки, говори «мяу»), затем он продолжается дошкольных образовательных учреждения и важное место здесь занимает начальная школа, так как основной фундамент научных уже, а не только бытовых понятий, закладывается именно в этот период.

Рассмотрим более подробно, с какими понятиями знакомятся и работают дети в начальной школе на уроках окружающего мира.

Понятия имеют такие характеристики как содержание и объем. Существует несколько точек зрения на классификацию понятий по содержанию:

1. С позиции логики, по содержанию понятия можно разделить на конкретные (отражают классы материальных и реальных объектов- лес, река) и абстрактные (указывают на признак объекта- влажность, белизна, справедливость), относительные (имеют соотношение с другим понятием -учитель/ученик, север-юг) и безотносительные (существуют самостоятельно, вне зависимости от другого объекта- гриб, белка), положительные (говорят о наличии какого либо качества у объекта – хищный зверь, культурное растение) и отрицательные понятия (показывают, что свойство отсутствует – некультурные растения), собирательные (группа объектов мыслится как единое целое – грядка, стая) и несобирательные (понятие можно отнести к каждому объекту класса- ягода, растение) #61531;#61533;.

2. в естествознании понятия по содержанию делятся на биологические (корень, рыба, кровь), географические (гора, холм), экологические (экосистема, сообщество) и т.д.#61531;#61533;

Характеристика объема понятия также трактуется неоднозначно:

1. Простые и сложные по объему понятия. Простые - элементарные, включающие один элемент (солнце). Сложные включают ряд простых (полезные ископаемые) #61531;#61533;.

2.По объему понятия можно разделить на единичные, общие и пустые понятия. Единичные называют одноэлементный класс (река Томь), собирательные понятия называю несколько элементов (озера, минералы). Пустые понятия называют несуществующие в реальности объекты (Чебурашка) #61531;#61533;. Кроме данных, некоторые авторы выделяют группу собирательных понятий - это понятия, включающие в себя группу объектов, ограниченных в каком либо смысле (реки Томской области, лиственные деревья) #61531;#61533;.

За период обучения в начальной школе на уроках окружающего мира ученики должны усвоить довольно большое количество различных понятий. От того, насколько хорошо и правильно поставлена работа над понятием будет зависеть и эффективность обучения по дисциплине.

Методисты и психологи создали большое количество рекомендаций по ведению процесса формирования понятий. Рассмотрим основные, существеннее этапы становления понятия у младших школьников.

1этап. Восприятие. Прежде того, как педагог будет формировать понятие, должно быть обеспечено восприятие изучаемого объекта, явления или процесса. Чем более качественным будет восприятие, тем более легким будет процесс формирования понятия. Условиями эффективного восприятия можно считать: 1) объект представлен в натуральном виде; 2) ученик имеет доступ к объекту и можем воспринимать его всеми органами чувств. Например, при изучении полезных ископаемых (уголь, гранит, мел и проч.) дети могут взять данные минералы в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон. Конечно, по ряду причин (соблюдение правил безопасности, недоступность объекта) не всегда возможно подобным образом организовать восприятие. В этом случае применяются наглядные, технические средства. Но, без сомнения, без восприятия хотя бы в зрительном плане формирование правильного понятия будет затруднено.

2 этап. Формирование представления. Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении темы «Пустыни и полупустыни» дети знакомятся с растениями и животными данной природной зоны. Одно из растений- саксаул. Дети, как жители лесной природной зоны, не знакомы с данным понятием. После этапа восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти.

3 этап. Формирование понятия. Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с классом объектов, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «саксаул- растение, произрастающее в пустыне» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия. Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «много коротких корявых ветвей, развевающихся у земли, листья в виде чешуек. Его древесина не плавает, но очень хорошо горит».

Так как дети младших классов только учатся писать правильно и грамотно, уместно соединить работу над понятием с орфографической работой - учиться записывать термины без ошибок.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ, ЧИСЛЕ И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ

Количественные представления у детей дошкольного возраста фор­мируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количест­венных отношений.

Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в ко­ру головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вы­вод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и нау­чить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.

Переход от восприятия неопределенной множественности к воспри­ятию множества имеет несколько этапов.

На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежу­точные элементы множества между крайними.

На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.

На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.

На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различны­ми группами, объединять их по разным признакам.

На пятом этапе - своевременно развивать у детей умение дифферен­цировать элементы множества, не ограничиваясь лишь восприятием его, производить сравнение численности множества путем практического установления его элементов. Для этого используют приемы наложения и приложения.

Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влия­нием счета - длительного и сложного процесса. Истоки счетной деятель­ности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предме­тами. Счет как деятельность формируется поэтапно:

1 этап - 1,5-2 года. Детей привлекают разнородные виды множест­венности: предметов, звуков, движений. Все движения с предметами со­провождаются повторением одного и того же слова: «вот», «вот». «вот». или «еще. », «еще. », или «на. на. на». Важно, что каждое слово соотносится с одним предметом или с одним движением. Слово помогает выделять элементы из множественности однородных предме­тов, движений, более четко обособлять один элемент от другого. Этот прием ребенок использует стихийно, он служит известной подготовкой ребенка к счетной деятельности в будущем.

2 этап - 2-3 года. Появляется интерес к сравнению множеств (нало­жение, приложение). Все эти факты свидетельствуют о стремлении детей определить численность той или иной совокупности или размеров пред­метов - больше, меньше, поровну. Это первые попытки познать число путем сравнения.

3 этап - 4 года. В развитие счетной деятельности при сопоставлении элементов множеств начинает включаться последовательное название слов - числительных. Дети через обучение осваивают операции счета до пяти, соотносят числительные с предметами. В это время дети часто до­пускают ошибки пропускают элементы множеств или наоборот, соотно­сят одно числительное с несколькими объектами, и как правило, не уме­ют обобщать все перечисленное множество.

4 этап - 5 лет. Дети уже четко усваивают последовательность в названии числительных, более точно соотносят числительное с каж­дым элементом множества, осваивают закон натурального ряда чисел п +, - 1, т.е. усваивают взаимообратные отношения между смежными числами.

5 этап - 6-7 лет. Дети осваивают счет с различным основанием еди­ницы, считают уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из не­скольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.

6 этап - школа, развитие счетной деятельности в первом классе.

Процесс счета состоит из двух компонентов: двигательного и речевого.

- ребенок передвигает предметы;

- прикасается к ним;

- указывает предметы на расстоянии;

- выделяет каждый предмет лишь глазами.

- громко произносит слова числительные вслух в процессе счетной дея­тельности;

- считает, лишь шевеля губами;

- считает про себя.

Обучение количественному счету должно помочь детям понять цель счета и овладеть средствами (правилами счета). Постепенно детей обу­чают порядковому счету. Чтобы дети усвоили закономерность образова­ния чисел, добавляется окончание к количественному числительному пять - пятый. Наглядный материал берется такой, где каждая единица чем-то выделена. Детей следует научить различать вопросы: «Сколько?», «Какой?», «Который?» - и правильно отвечать на них.

Обучение детей приему счета предметов идет в следующей последо­вательности:

- отсчет по образцу;

- отсчет по названному числу;

- на основе счета установление равенства (неравенства) групп предметов в ситуации, когда предметы расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Знакомство с количественным составом числа из единицы в пределах 5 на конкретном материале:

5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формирование у детей понятия о том, что предмет (лист бумаги, лен­ту, круг, квадрат) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Обучение называть части, полученные от деления; сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Детям предоставить возможность самим поуп­ражняться в делении предметов.

Продолжать совершенствование навыков количественного и поряд­кового счета предметов, закрепления понимания отношений между чис­лами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1).

Обучение раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10 (удобно для первого знакомства исполь­зовать двухсторонние круги).

В старшем дошкольном возрасте дети на наглядной основе составля­ют и решают простые задачи на сложение (к большему числу прибавля­ется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при реше­нии задач дети пользуются знаками действий: плюс (+), минус (-) и зна­ком отношения равно (=).

Для закрепления навыков счета используют разные виды задач по ха­рактеру наглядного материала: драматизации, картинки, иллюстрации, модели и устные. Выделяют следующие этапы в обучении решению за­дач:

- подготовительный этап (дети выполняют операции с множествами);

- знакомство со структурой задачи (условие и вопрос, решение и ответ);

- запись арифметических действий с помощью карточек;

- вычислительная деятельность (дети присчитывают и отсчитывают по 1, а затем 2, 3).

Приемы и методы формирования природоведческих представлений и понятий на уроках

Применение разнообразных приемов и методов работы на /роках, использование тех представлений, которые есть у детей, применение различных наглядных пособий помогают учителю формировать общие природоведческие понятия. Большую роль в формировании понятий играет определенная система в изложении учителя, которая достигается при условии, если все части учебного процесса связаны ведущей идеей и служат ее раскрытию и подтверждению.

В систематическом рассказе учителя наглядность имеет большое значение: идя от наглядного, зрительного восприятия, дети легче подходят к обобщению, т. е. к формированию понятия.

Наглядные пособия используются не только для создания представлений и образов отдельных конкретных предметов, но и как исходный материал для формирования понятия.

Беседа по наблюдениям детей, просмотренному фильму, разобранным картинам или диафильмам помогает сознательному усвоению учащимися программного материала. А на основе сознательного его усвоения у детей образуются правильные природоведческие понятия.

Учителю необходимо серьезно относиться к подготовке бесед, выявляющих основные признаки и свойства предметов и явлений. Не следует ставить вопросы, требующие от детей только работы памяти и показывающие лишь механическое, а не сознательное усвоение программного материала. Необходимо так формулировать вопросы, чтобы ответы на них показывали понимание учащимися даваемых определений. Так, например, нельзя ставить вопросы: что такое исток? Что называют океаном? И- т. п. Надо сначала предложить ребенку показать на картине, схеме, плане местности, карте исток реки, а затем спросить, что называют истоком реки или ручья. Нельзя опрашивать учащихся подсказывающими вопросами и вопросами многословными, так как они не выявляют понимания детьми содержания природного явления, а наталкивают их на механическое заучивание.

Работая над образованием общих понятий, учитель должен обращать внимание на умение детьми применять свои знания. Так, например, у третьеклассников сформировалось общее понятие «географическая карта». Учителю следует проверить, умеют ли дети читать карту, понимают ли ее условный язык, умеют ли найти на карте горы, реки, моря и т. д.

Во II классе дети учатся ухаживать за комнатными растениями. У них создается понятие о том, что каждому растению для развития необходимы благоприятные условия: хорошая почва, достаточное количество влаги, света, тепла. Ухаживая за комнатными растениями, дети учатся правильно рыхлить почву, поливать растения, вытирать крупные листья влажной тряпкой, опрыскивать растения. Учитель в первую очередь должен проверить, все ли дети умеют правильно это делать, и добиться того, чтобы общие понятия были закреплены практической деятельностью на уроках и вне их.

Проводя последовательную работу над созданием представлений и понятий, необходимо добиваться полной осознанности содержания понятий, так как только такие знания переходят в убеждения. Важным условием организации целенаправленного восприятия детьми природного объекта является сочетание его показа с объяснением учителя. Показ может быть в природе или во время демонстрации кинофильма, телепередачи, рассматривания настенной картины, во время опыта, на предметном уроке. Такой прием работы обеспечивает в сознании школьников связь между словом и конкретным образом природного явления или объекта.

Кроме того, учителю следует добиваться от учащихся умения показать природные явления или объекты на картинах, в коллекциях и гербариях и рассказать о них, останавливаясь на характерных чертах данного явления.

На уроках природоведения необходимо формировать у детей пространственные представления и элементарные понятия (о горизонте, сторонах горизонта, ориентировании) на основе практических работ и наблюдений в природе.

Итак, прочное овладение научными знаниями и формирование понятий у учащихся протекает через восприятие, создание представлений и их осмысливание.

Вопросы и задания. I. На какие этапы можно разделить процесс образования у детей природоведческих понятий? 2. Какое значение имеет формирование природоведческих понятий в начальных классах? 3. Из программы по природоведению для II класса выберите родовые и видовые природоведческие понятия. 4. Из программы по природоведению для III класса выберите общие и единичные природоведческие понятия. 5. Покажите на примере одного общего (родового) понятия, как следует организовать работу с детьми для его формирования.

Страницами природоведения:

Источники: http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/razdel%207.htm, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26366-formirovanie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-predstavleniy-o-kolichestve-chisle-i-obuchenie-schetu.html, http://www.bookfi.ru/priroda/priemy_i_metody_formirovanija_predstavlenij.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Развивающая игрушка гусеница руками

    Хочу поделиться идеей моей развивающей игрушки-гусеницы. Во время беременности далее...

    Детском саду 100 детей

    В киевских детсадах на 100 мест – 112 далее...

    Развлечения в ярославле для детей и взрослых

    Куда сходить с ребенком в Ярославле? Наступили каникулы, и сразу далее...

    Работа с детьми младшего дошкольного возраста

    Индивидуальная работа с детьми младшего далее...

    Сценарий сказки о золотой рыбке для детей

    Сценарий сказки «Золотая рыбка» Сценарий далее...

    Описание ребенка детского сада

    ВДКН ФОРУМ Хочу поделиться нашей характеристикой, т.к. сами столкнулись с далее...

    Карта психолого педагогического обследования детей дошкольного возраста

    Учебно-методический материал по далее...

    Значение игры в развитии личности дошкольника

    Игра как средство развития дошкольников Автор: Черных Наталья Романовна, далее...

    Игры эмоциональную отзывчивость детей

    Развитие эмоциональной отзывчивости у далее...

    Популярные статьи