Формирование речевых способностей детей раннего возраста

Современный детский сад

Каталог статей

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых

способностей детей раннего возраста

На современном этапе развития науки и практики одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 2007). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления познавательных процессов и личности ребенка в целом.

В настоящее время открыты новые формы дошкольного образования: службы ранней помощи при детских садах компенсирующего вида и центры игровой поддержки ребенка при детских садах общеразвивающего вида, воспитанниками которых являются дети раннего возраста (с 1 года до 3 лет).

Раннее речевое развитие детей в этих условиях реализуется в двух направлениях.

во-первых, своевременное выявление и профилактика недостатков речи, что предупреждает возможные труд ности в процессе обучения и воспитания;

во-вторых, коррекция уже имеющихся речевых нарушений.

Содержание данной работы включает следующие разделы.

Раздел 1. Развитие интонации, мелодики, ритма.

Данное направление логопедической работы реализовывается в два этапа:

развитие интонации и мелодики:

восприятие речи посредством пропевания песен-потешек в музыкальном сопровождении и без него, ритмизованной речи;

воспроизведение речи посредством сопряженного пропевания слов (совместно со взрослым), фразы вслед за взрослым (отраженно); голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, с нарастанием и спадом интенсивности, с изменением высоты звучания), подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки; протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса;

развитие чувства ритма слова, фразы: этот раздел работы строится с учетом онтогенетической последовательности: от двусложных слов с выделением первого ударного слога к двусложным словам со вторым ударным слогов (приемы работы: прохлопывание, пропрыгивание, простукивание ритма слова совместно со взрослым; аккордово-мелодическое сопровождение ритма речи, с помощью которого ребенок самостоятельно прохлопывает, простукивает ритм слова, фразы).

Раздел 2. Формирование фонематического восприятия. Речевая работа по этому разделу строится в следующей последовательности: развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации; дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с реальным объектом или сюжетным героем; дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями; дифференциация существительных, сходных по фонетическому оформлению и отличающихся одним-двумя звуками.

Раздел 3. Формирование артикуляционного праксиса (развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования). Основной прием работы — имитация акта жевания, который включает в себя координированные движения мышц рта и глотки, а также элементы логопедического массажа (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.).

Все перечисленные направления работы реализуются на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе проведения игровых сеансов.

Родители вместе с детьми посещают подгрупповые игровые сеансы от 1 до 4 раз в неделю. С ними, кроме участия в игровых и коррекционно-развивающих сенасов, предполагается, проведение занятий-консультаций.

Структуразанятия-консультации состоит из 4-х частей:

1. просмотр видеозаписи интегрированного логоритмического занятия;

2. разъяснение основных методов и приемов, используемых с их детьми (цель, задачи, содержание, технология организации и проведения в домашних условиях);

3. консультирование по различным аспектам речевого онтогенеза;

4. свободный обмен мнениями по поводу достижений или трудностей отдельных детей, с подробным комментарием педагога.

В результате представленной системы работы удается минимизировать отклонения в речевом развитии детей раннего возраста и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возрасте (дошкольном и младшем школьном).

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие. — М. Астрель, 2007. — 222с.

2. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.7 — 11.

3. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста // Дефектология. — 2007. — № 2. — С.77 — 85.

[1] Дорошенко Оксана Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и специальной педагогики НОУ ВПО РосНОУ

Развитие речи ребенка раннего дошкольного возраста

Проблема развития речи ребенка раннего дошкольного возраста является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Шерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

В общем виде взгляды на природу языковых способностей таковы:

– речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

– ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

– ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики). В связи с этим мной предлагается перспективный план работы с детьми по развитию речи вне занятий в первой младшей группе (Приложение 1 ). При составлении плана учитывались проблемы развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку по трем направлениям: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Для этого мной в повседневной работе серия дидактических игр по развитию речи на панно. Панно по развитию речи имеют многофункциональное значение. Играя с детьми в дидактические игры на панно, воспитатель побуждает детей к высказыванию, стимулируя их речевую активность. У детей развивается память, они учатся мыслить, делать простые умозаключения, работать рядом, слышать друг друга. Формируется умение вступать в диалог со взрослым по поводу изображенного на картинках. Также у детей формируются навыки рассматривания, развивается зрительное внимание. Малыши учатся узнавать знакомые предметы на картинках, группировать, обобщать их. Понимать значение обобщающих слов (посуда, мебель) и употреблять их в речи. Дети начинают понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных (лиса – лисичка, лапа – лапка). Проводя занятия или изучая, можно создавать множество игровых или проблемных ситуаций, которые ребенок решает самостоятельно, либо с помощью взрослого. Ребенок не только сам может рассмотреть картинку, рассказать о ней, но и послушать, посмотреть, как действуют с аналогичным материалом и другие дети (Приложение 2) .

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является процессом, многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое – словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств, для воплощения художественного образа (Приложение 3 ).

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

  1. Т.М. Горюнова. Развитие детей раннего возраста, М. 2009 г.
  2. Павлова Л.Н.. Раннее детство: развитие речи и мышления, М. 2008 г.
  3. Ушакова О.С. А.Г. Арушанова и др. Занятия по развитию речи в детском саду. М. 2001 г.

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

­пенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь. §2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития детей раннего возраста Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Мы узнаем о ней уже от древних летописцев. Так.

дети норма отклонение Глава 2. К вопросу о необходимости раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка §1. Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может.

Литвинова на основе анализа литературных источников и обобщения собственного опыта практической работы сформулировала методические рекомендации по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Автор уделяет внимание развитию слухового восприятия, фонематического слуха, моторно-двигательному развитию, формированию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук, развитию.

и 9 мальчиков. Цель эксперимента: проверить педагогические условия обучения связным монологическим высказываниям описательного типа, при которых возможно более эффективное развитие связной речи у детей пятого года жизни. На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены содержание и методика опытного обучения, поставлены следующие задачи: - активизировать.

выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют сходные цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»). 2.3 Динамика развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности В течение четырех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы проводились развивающие игры на расширение ориентировки в.

уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений и обучению рассказыванию разного вида. Наиболее рекомендуемыми в изученной мной литературе являются следующие приемы развития связной речи у детей с ЗПР: 1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним.

уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия.

в предупредительных диктовках, выполнении специальных заданий на списывание окончаний слов, на постановку слов в правильной грамматической форме и пр. 3. Исследование дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада 3.1 Организация исследования Исследование проводилось на базе МДОУ №348 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте.

изменений особенностей развития звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы. Исследование проводилось на базе Сузунского детского сада в группе.

Новые работы

Становление и развитие специального олимпийского движения в Пермском крае

Источники: http://sdetsad.ucoz.com/publ/obrazovatelnye_tekhnologii/tekhnologii_vospitanija/organizacija_zanjatij_po_formirovaniju_kommunikativno_rechevykh_sposobnostej_detej_rannego_vozrasta/24-1-0-121, http://festival.1september.ru/articles/563345/, http://www.kazedu.kz/referat/129023

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Поздравления каждого ребенка с окончанием детского сада

    Поздравления С юбилеем Что далее...

    Характеристика коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

    Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного далее...

    Что дает ребенку детский сад

    Запись ребенка в детский сад далее...

    Коррекция мышления у дошкольников

    Программа по коррекции мышления умственно далее...

    Развлечения детей 8 лет дома

    Чем занять 8-летнего ребенка? Ребенок в возрасте восьми лет далее...

    Режим дня двухмесячного ребенка комаровский

    Развитие ребенка в 2 месяца 5 сентября 2014 | просмотры: далее...

    Режим рацион питания ребенка год

    Рацион и режим питания ребенка в далее...

    Развитие дошкольников двигательной деятельности

    Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной далее...

    Дома маленький ребенок городе

    Рождение ребенка очень сильно далее...

    Популярные статьи