Значение формирования речевых умений у глухих детей

Григорьева Т.А. Развитие логического мышления у глухих детей

  • Файл формата rar
  • размером 63,33 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем z555. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 01.02 00:50
  • Скачан 30 пользователями

Развитие интеллектуальных способностей глухих детей развертывается в нескольких направлениях, среди которых особенно важное значение имеют накопление знаний и умений, развитие способностей к абстрагированию и конкретизации, обобщению, переносу, самоконтролю, формирование положительного отношения к учению. Успех реализации этих направлений зависит от того, все ли звенья учебного процесса сориентированы на развитие мышления школьников, созданы ли условия развития познавательных интересов. Особенное значение приобретает сопряженность развития речи учащихся с развитием их логического мышления.
Предложенную систему заданий мы рассматриваем в качестве методического ориентира, опираясь на который учитель (воспитатель) может определить логико-психологическое значение каждого учебного задания и выбрать из них оптимальные для класса, его возможностей, уровня подготовки и содержания изучаемого программного материала.
Развивающая роль заданий будет тем значительнее, чем больше будет создаваться условий для активации мысли, побуждения учащихся к самостоятельным действиям, обобщениям, выводам.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. Академия, 2002. - 106 с. В учебном пособии рассматриваются вопросы специальной психологии - сурдопсихологии, которая анализирует психологические особенности людей с дефектами слуха. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими нормальный слух.

  • 604,18 КБ
  • скачан 330 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 02.05 22:37
  • будет удален через 14 дней

М. Советский спорт, 2004. — 304 с. Книга написана на основе экспериментальных материалов, полученных в ходе тщательного изучения слуха и речи детей с нарушениями слуха, что позволило создать их типологию, охарактеризовать основные особенности развития их речевой и познавательной деятельности. Книга была впервые опубликована в 1963 году. Со временем она стала еще более актуальна.

  • 2,39 МБ
  • скачан 388 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.10 01:51
  • будет удален через 14 дней

СПб. Речь, 2003. — 400 с. — ISBN 5-9268-0166-4 В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта.

  • 314,53 КБ
  • скачан 377 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.08 03:31
  • будет удален через 14 дней

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика.

  • 6,92 МБ
  • скачан 468 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.10 14:43
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4596 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

М. Педагогика, 1971. - 448 с. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. (Акад. пед. наук СССР. Науч. -исслед. ин-т дефектологии). Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих детей: познавательные процессы (восприятие, память, воображение мышление).

  • 578,95 КБ
  • скачан 374 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.10 00:57
  • будет удален через 14 дней

Обучение глухих овладению словесной речью на коммуникативно-деятельностной основе

Основоположником данной системы является Сергей Александ­рович Зыков (1907—1974). Согласно разработанным им положе­ниям речевая деятельность глухих детей формируется в условиях специально организованной практики речевого общения. С само­го начала обучения они усваивают язык как средство общения и учатся пользоваться им на всех этапах своей деятельности. Специ­альная организация практики речевого общения в процессе дея­тельности — необходимое условие возникновения и развития язы­ковой способности, усвоения системного устройства языка. Важ­ную роль играет мотивированность деятельности, так как ее адек­ватность конкретным условиям общения обеспечивает точность, осознанность употребления речевых средств и исключает формаль­ное заучивание речевого материала.

Овладение глухими детьми навыками речевого общения зави­сит от многих факторов: состояния слуха (чем он сохраннее, тем больше возможности овладения речевым общением); уровня раз­вития речи (чем он выше, тем успешнее проходит речевое обще­ние); антиципации (чем выше речевое развитие, тем оптимис­тичнее прогнозирование, встречная речевая активность в обще­нии); использования звукоусиливающей аппаратуры; от техноло­гий специального обучения; и, наконец, от профессионального мастерства и творческого подхода самих сурдопедагогов.

Цели обучения языку в условиях коммуникативно-деятельност-ной системы: ввести глухого ребенка в языковую действительность, в содержательный мир языка, создав условия для разносторонне­го личностного развития, социальной адаптации; использовать процесс обучения языку как ведущий путь приобщения их к со­временной культуре.

Компонентами системы являются «языковая способность — языковой процесс (деятельность) — языковая система», которые на каждом этапе обучения представлены и в его содержании, и в структуре его организации.

Развитие языковой способности проявляется в желании и уме­нии глухих детей вступать в контакт с окружающими людьми с использованием словесной речи и представляет сложное струк­турное образование. В этом процессе выделяются психофизио­логические механизмы, обеспечивающие восприятие, понимание и воспроизведение речевых единиц; умения соотносить предмет­ные действия с речевыми и действовать с предметами по подра­жанию (обобщать действия и подражать речевым проявлениям го­ворящего).

Для формирования языковой способности детей сначала учат реагировать на обращенную речь в условиях предметной ситуа-

ции. На основе наблюдения и осмысления содержания предмет­ных действий складывается понимание того, ч то от них требу­ется, о чем их спрашивают, к чему побуждают. Овладению языковой способностью помогает также широкая речевая прак­тика, удовлетворяющая коммуникативные потребности детей, обеспечивающая усвоение речевого материала и определенных языковых норм.

Становление языкового процесса предполагает овладение раз­нообразными видами речевой деятельности — восприятием (зри­тельным и слухозрительным), говорением, чтением, дактилиро-ванием, которое связано с устно-дактильными восприятием и проговариванием, — на основе специального целенаправленного обучения (при значительном снижении слуха ни один из этих ви­дов не развивается спонтанно).

Ознакомление с языковой системой, языковым стандартом родного языка связано с организацией практики речевого обще­ния глухих детей, с опорой на складывающийся речевой опыт, с постижением системного строения языка (фонетического, лекси­ческого, грамматического). Такой подход предполагает отказ от поэтапного изучения разных сторон и уровней языка: глухие дети усваивают языковые значения и овладевают различными языко­выми формами в широком речевом потоке, а не при последова­тельной их отработке.

Коммуникативно-деятельностная система обучения глухих де­тей требует от сурдопедагога:

- осуществления речевого развития детей во взаимосвязи с формированием практической деятельности, что обеспечивает опосредование внешних практических действий и их трансформа­цию в план внутренних, мыслительных операций, а также овла­дение структурой речевой деятельности — ее целями, мотивами, способами и средствами;

- единства умственного и речевого развития и вооружения де­тей знаниями об окружающем мире, включая совершенствование мыслительной деятельности, в частности на основе специальных наблюдений за употреблением речевых средств;

- организации речевой среды как необходимого условия ус­пешного овладения средствами речевого общения с расширени­ем круга общения, поэтапным развитием ребенка, постепенным пониманием обращенной к нему речи, а также с последователь­ным усложнением его собственных речевых высказываний (по объему, содержанию, степени самостоятельности и активно­сти);

- усиления внимания к формированию потребности в обще­нии через развитие речевой интенции и опору на стимулы вос­приятия речи и говорения в условиях организации коллективной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, до-

суговой и др.), обеспечивающих актуализацию общения, воспи­тание коммуникативных умений и навыков;

- оказания помощи учащимся в овладении словесными фор­мами общения как необходимой основой для постижения систе­мы языка; при этом если формирование речи у глухих детей дос­тижимо на основе подражания, то овладение языком — только на основе усвоения осознаваемых действий;

- продумывания взаимодействия и взаимосвязи между разны­ми формами словесной речи (определения их места и объема), а также их соотношения на различных этапах обучения. Взаимосвя­зи и взаимодействия между различными видами речевой деятель­ности динамичны. При их определении учитываются многие фак­торы — состояние слуха и зрения учащихся, время и причины потери слуха основного контингента класса, качество речевой среды, индивидуальные возможности каждого ребенка, предпо­сылки овладения речью и др.

Развитие речи у глухих и нормальных детей. Исследование слуха у ребенка

Сравнение языковых способностей глухих и соответствующих им по другим показателям детей с нормальным слухом проведено Templin. У глухих совершенствование речи происходило до 11 лет, после чего прекращался прогресс в различении смысла слов, конструкции предложений и способности к аналогиям. У нормальнослышащих этот прогресс продолжался и в дальнейшем. Автор не нашел различий в степени интеллекта и способностей к обучению между глухими и пормальнослышащими в возрасте до 11 лет.
Однако наличие у глухих дефицита в отношении сложных языковых форм и абстрактных языковых понятий вызывало отставание в обучении в возрасте старше 11 лет.

Dennis наблюдал развитие речи и интеллектуальных способностей на протяжении нескольких лет у детей, бывших бездомными с раннего детства, а затем усыновленных. Дети, взятые в семью в возрасте до 2 лет, в дальнейшем развивались нормально, в то время как дети с большим периодом речевой депривации, взятые в семью в возрасте старше 2 лет, не достигли уровня развития детей первой группы. Автор называет возраст 2 года критическим для снятия речевой депривации.

Под наблюдением Greenstein и соавт. находилась группа глухих детей в возрасте 3,5 лет. В одних случаях обучение речи было начато в возрасте до 16 мес, в других — между 16 и 24 мес жизни. Все показатели речевой способности в первой группе были значительно выше, чем во второй.

Наследственность и внешняя среда находятся в тесном взаимоотношении. Наследственные возможности реализуются только в условиях человеческого общества в периоды, когда растущий организм созревает. Влияние внешней среды должно осуществляться в соответствующий возрастной период, иначе наследственные возможности могут не реализоваться.

Сурдологи и сурдопедагоги, работающие с глухими, часто отмечают у них признаки дисфункции ЦНС. Возможно, эти проявления есть результат слуховой сенсорной депривации.

Исследование слуха у ребенка

Взаимодействие организма человека с сенсорными раздражителями внешней среды, в частности со звуковыми, осуществляется на основе условных и безусловных рефлекторных реакций. Безусловные рефлекторные реакции в период становления и развития слуховой функции проявляются раньше условнорефлекторных. Для исследования слуха у детей, начиная с периода новорожденности, применяют методы регистрации проявлений безусловных рефлекторных реакций на звуковое раздражение, хотя выработка условных рефлексов на звух не исключается в самом раннем возрасте.
Ответы ребенка врач оценивает субъективно или с помощью соответствующих приборов.

Деление методов исследования слуха на объективные и субъективные более условно, чем это может показаться на первый взгляд. У любого ребенка наблюдается одна и та же ответная реакция, однозначно адекватная данной слуховой ситуации и состоянию ребенка. Задача заключается в правильной интерпретации взаимосвязи ответной реакции со слуховой (акустической) ситуацией. В оценку результатов исследования таким, казалось бы, объективным методом, как регистрация вызванных слуховых потенциалов мозга, могут быть внесены субъективные элементы, зависящие от опыта исследователя.

Субъективизм проявляется не в ответе ребенка (словесном или рефлекторно-двигательном), а в оценке взаимосвязи стимула и ответа врачом.

В отсутствие нарушений слуха выявляются однотипные реакции ребенка на данную звуковую ситуацию, характерные как для нормально развитого ребенка, так и для умственно отсталого, однако с учетом состояния последнего. При нарушении слуха изменяется реакция ответа на звук, что доступно для регистрации в виде отклонения от нормальной реакции нормально развитого ребенка, а при умственной отсталости или афазии,— в виде отклонения от реакции, «нормальной» для этой категории детей без нарушения слуха.

В свете сказанного особенностью детской аудиометрии является предварительное знание нормальных ответов ребенка на разные звуковые стимулы в различные возрастные периоды.

Источники: http://www.twirpx.com/file/374189/, http://lektsii.org/3-78476.html, http://dommedika.com/bolezni_uxa_gorla_nosa/652.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Какой пластилин лучше для лепки

    Пластилин JOVI – лучший выбор для далее...

    Как оформить грамоту за творческие успехи ребенку

    Как составить текст грамоты Грамота, вручаемая на производстве за далее...

    Презентация детей праздники россии

    Презентация: Русские народные праздники Учитель квалификационной категории далее...

    Особенности обследования детей с нарушением зрения

    Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения Диагностика далее...

    Экологическая культура детей старшего дошкольного возраста

    Формирование начал экологической далее...

    Типы творческой активности ребенка

    Влияние проектной деятельности на развитие далее...

    Презентация методика клинического обследования ребенка

    Клинические методы обследования Методы обследования далее...

    Рисунки вязания крючком детей

    Узоры крючком УЗОРЫ КРЮЧКОМ В нашей далее...

    Осанка упражнения спины детей

    Главная » Осанка и посадка » далее...

    Популярные статьи