Исследование пульса у детей

Частота пульса у детей разного возраста (Тур а.Ф. 1967)

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Некоторая аритмичность пульса, связанная с дыханием, явление физиологическое для детей школьного возраста: при вдохе пульс учащается, при выдохе замедляется. Задержка дыхания этот вид аритмии устраняет.

Напряжение пульса определяется силой, с которой необходимо сдавить артерию, чтобы исчезли пульсовые колебания. Различают пульс нормального напряжения, напряженный, твердый пульс –pulsus durus и мягкий пульс – pulsus mollis. указывающий на понижение тонуса сосудов.

Исследование наполнения пульса проводят двумя пальцами правой руки. Проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальцем прекращается и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения; полный пульс – p.plenus (наполнение больше обычного) и пустой пульс –p.vacuus (наполнение менее обычного).

По скорости подьема и спуска пульсовой волны различают форму пульса (путем умеренного сдавливания артерии обоими пальцами). Если при пальпации пульса получаем ощущуение быстрого подьема и быстрого спада пульсовой волны, то такой пульс называется быстрым, скачущим. Если пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается, то такой пульс называют медленным, вялым. Различают также высокий пульс – p. Altus(характеризующийся быстрым хорошим наполнением и быстрым спадом пульсовой волны) и малый пульс - p. Parvus, для которого характерно медленное, слабое наполнение и медленный спад пульсовой волны. Они обычно встречаются с другими формами пульса. Например: celer et parvus (пульс быстро становится хорошего наполнения и затем наблюдается быстрый спад пульсовой волны), tardus et parvus (пульсовая волна медленно поднимается, достигает малого наполнения и затем медленно спадает).

При помощи пальпации уточняются свойства верхушечного толчка. Для этого исследующий кладет ладонь правой руки на грудную клетку ребенка так, чтобы основание ладони было обращено к левому краю грудины, а пальцы, прикрывали область верхушечного толчка. Верхушечный толчок ощупывается указательным, средним и четвертым слегка согнутыми пальцами. Определяются свойства верхушечного толчка: локализация, площадь, высота, сила.

У здорового ребенка первых двух лет жизни верхушечный толчок пальпируется в 4 межреберье на 2 см. влево от срединно-ключичной линии; с 2 до 7 лет—в 5 межреберье на 1 см. влево от срединно-ключичной линии; после 7 лет—в 5 межреберье по среднеключичной линии или на 0,5 см. кнутри от нее. У здорового ребенка площадь верхушечного толчка составляет 1-2 кв. см. Если площадь толчка больше 2 кв. см. его называют разлитым, если меньше 1 кв. см.- ограниченным. Высота верхушечного толчка характеризуется амплитудой колебаний в области толчка: различают высокий и низкий верхушечный толчок. Сила верхушечного толчка измеряется тем давлением, которое оказывает верхушка сердца на пальпирующие пальцы - различают толчок умеренной силы, сильный и слабый.

Смещение толчка в больную сторону отмечается при пульмофиброзе с явлениями сморщивания легкого, в противоположную сторону - при экссудативном плеврите, гидротораксе, гемотораксе, пневмотораксе.

Высота величины верхушечного толчка определяется амплитудой колебаний межреберных промежутков. При усилении и ускорении сердцебиений, обширном прилегании поверхности сердца непосредственно к грудной клетке высота толчка увеличивается.

Величина верхушечного толчка явно слабеет (или толчок совсем не определяется) при перикардите, левостороннем экссудативном плеврите, ожирении. В подобных случаях говорят о низком верхушечном толчке. Верхушечный толчок может быть и отрицательным, когда во время систолы участок грудной клетки на месте толчка не выпячивается, а втягивается (симптом Макензи). Отрицательный верхушечный толчок характерен для слипчивого перикардита, при котором перикард сращивается с передней стенкой грудной клетки. Симптом Макензи сочетается иногда с видимым некоторым западением участка грудной клетки в области сердца.

При пальпации области сердца необходимо исследовать сердечный толчок. У здоровых детей сердечный толчок не определяется. При гипертрофии и дилятации правого желудочка появляется выраженная пульсация в области абсолютной тупости сердца и в надчревной области. Для определения симптома «кошачьего мурлыкания» (систолического или диастолического дрожания) необходимо положить ладонь плашмя на всю область сердца. Путем пальпации уточняется характер эпигастральной пульсации. Разлитая эпигастральная пульсация в направлении сверху вниз—признак гипертрофии правого сердца; справа налево—увеличенной печени, сзади наперед—пульсация аорты.

Ощущение симптома «кошачьего мурлыканья» на верхушке сердца во время диастолы, чаще в конце, получило название пресистолического «кошачьего мурлыканья» и является характерным для митрального стеноза, во время систолы на аорте - для аортального стеноза, на легочной артерии - или незаращения Ботталова протока.

Сердечный толчок может быть разлитым, распространяться на грудину, подмышечную ямку, надчревную область. При врожденных пороках сердца длительное усиление сердечного толчка вызывает деформацию грудной клетки в области сердца. Однако не исключается и обратное - влияние врожденных и приобретенных деформаций грудной клетки на локализацию и выраженность сердечного толчка.

Учебник по медицине / Пропедевтика детских болезней / Исследование пульса и артериального давления

Методика исследования пульса

Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20- 100 %), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей - во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы. Пульс на A. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки. На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами. При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится средним и указательным пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке. Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани. Пульс на А. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.

Характеризуются следующие свойства пульса:

Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка.

Возраст ребенка Частота пульса в минуту

Новорожденные 140- 160

12- 13 лет 80- 70

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени. Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (р. durus), и ненапряженный, мягкий пульс (p. molis). Наполнение пульса определятеся количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают, и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (р. рlenus) - артерия имеет нормальное наполнение - и пустой (p. vacuus) - наполнение меньше обычного. Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По величине пульс делят на большой (р. magnus) и малый (р. parvus). Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (р. сеler), при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (р. tardus).

Измерение артериального давления

Артериальное давление (АД) измеряется аппаратом Рива-Роччи или пружинным манометром. В первом случае необходимо, чтобы нулевое деление шкалы находилось на уровне исследуемой артерии или сердца ребенка. При измерении пружинным манометром это условие не обязательно. Для точности измерения АД размер манжеток должен соответствовать возрасту ребенка (ширина манжетки должна составлять половину окружности плеча исследуемого ребенка).

Измерение АД на руках.

Рука ребенка должна быть в расслабленном состоянии и удобно лежать ладонью вверх. Манжетку накладывают на 2 см выше локтевого сгиба, чтобы было возможно свободно подвести под нее один палец. Перед наложением воздух из манжетки должен быть удален. Стетофонендоскоп прикладывают в локтевом сгибе на плечевую артерию без надавливания. Появление тонов сердца при выслушивании на плечевой артерии соответствует максимальному АД, а исчезновение их - минимальному АД (измеряется в мм рт. ст.). Артериальное давление детей первого года жизни рассчитывается по формуле: 76 + 2n (n - возраст в месяцах). Минимальное равно половине или 2/3 максимального давления (Попов А. М.). У детей старше года:

1) АД = 100 + 2n (n - возраст в годах) (Попов А. М.);

2) АД = 80 + 2n (Молчанов В. И.);

3) АД = 90 + 2n (Воловик А. Б.).

Измерение АД на ногах проводится при положении ребенка на животе. Манжетка накладывается на дистальный конец бедра, на 2 см выше подколенного сгиба так, чтобы под нее можно было свободно подвести один палец. Стетофонендоскоп прикладывают в подколенном сгибе на бедренную артерию. АД на ногах несколько выше, чем на руках.

Основные характеристики пульса

Пульс – это колебания стенок сосудов, вызванных ритмическими последовательными сокращениями и расслаблениями сердца. В медицине выделяют его артериальную, венозную и капиллярную разновидности. Полная характеристика пульса позволяет получить подробную картину о состоянии сосудов и особенностях гемодинамики (кровотока). Наибольшее практическое значение имеют показатели сонной и лучевой артерий. Измерение параметров их работы позволяет диагностировать вовремя сердечно-сосудистые заболевания.

Шесть основных характеристик пульса

Ритм

Ритм – чередование сердечных колебаний через равные промежутки времени. Чаще всего нарушение цикличности может быть вызвано экстрасистолией (возникновение очагов, которые производят дополнительные сигналы о сокращении) или сердечными блокадами (т.е. нарушением проводимости нервных импульсов).

Частота

Частота (ЧСС) – это количество сердечных сокращений в минуту. Существует два типа отклонений:

  • брадикардия (до 50 уд/мин) – замедление работы сердца;
  • тахикардия (от 90 уд/мин) – увеличение числа пульсовых волн.

Ее просчитывают при помощи тонометра или путем пальпации на протяжении 1 мин. Норма ЧСС зависит от возраста:

  • новорожденные – 130–140 ударов в минуту;
  • дети до 1 года – 120–130 уд.;
  • от 1 до 2 лет – 90–100 уд.;
  • от 3 до 7 лет – 85–95 уд.;
  • с 8 до 14 лет – 70–80 уд.;
  • взрослые от 20 до 30 лет – 60–80 уд.;
  • от 40 до 50 лет – 75–85 уд.;
  • от 50 лет – 85–95 уд.

Величина

Величина пульсового толчка зависит от напряжения и наполнения. Эти параметры определяются колебанием степенью стенок артерий между систолой, диастолой и эластичностью сосудов. Различают следующие отклонения:

  • Большой пульс (т.е. когда по артериям начинают перекачиваться больше крови при повышенном тонусе кровеносных путей) наблюдается при патологиях клапана аорты, гиперфункции щитовидной железы.
  • Малый. Может быть вызван сужением аорты, сердечной тахикардией и увеличением эластичности сосудов.
  • Нитевидный. (т.е. когда удары практически не прощупываются). Связан с шоковыми состояниями или значительными кровопотерями.
  • Перемежающийся. Возникает при чередовании колебаний малых и больших волн. Обычно его возникновение вызвано тяжкими поражениями миокарда.

Напряжение

Определяется силой, которую надо приложить для того, чтобы полностью остановить поток крови по артерии. Оно зависит от уровня систолического давления. Различают следующие типы отклонений:

  • напряженный или твердый пульс – при высоком давлении в сосуде;
  • мягкий – наблюдается, если артерию можно перекрыть без особых усилий.

Наполнение

Оно зависит от количества крови, выбрасываемого в артерии. От этого зависит степень колебания стенок сосудов. Если этот параметр в норме, то пульс считается полным.

Пустой пульс указывает на то, что желудочки не выбрасываю достаточный объем жидкости в артерии.

Форма

Определяется от быстроты изменения уровня давления между сокращением и расслаблением сердца. Существует несколько разновидностей отклонений от нормы:

  • Скорый пульс возникает, когда из желудочков поступает много крови при высокой эластичности сосудов. Это вызывает резкое снижение давления во время диастолы. Он является признаком недостаточности аортального клапана, реже – тиреотоксикоза.
  • Медленный. Характеризуется малыми перепадами давления. Он является признаком сужения стенки аорты или недостаточности митрального клапана.
  • Дикторический. Наблюдается, если по сосудам помимо основной проходит дополнительная волна. Его причиной становится ухудшения тонуса периферических сосудов при нормальной работе миокарда.

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/5723097/page:2/, http://medichelp.ru/posts/view/5347, http://serdcezdorovo.ru/puls/harakteristika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Интересные факты о сказках пушкина для детей

    Интересные и неизвестные факты о далее...

    Исследование органов дыхания детей

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ далее...

    Зарядка для детей 13 14 лет похудения

    Упражнения для похудения детей Каждое занятие далее...

    Сценарий игра мультфильмах детей

    Сценарий игровой программы для далее...

    Исследование тревожности детей младшего школьного возраста

    Главная Новое Популярное Карта сайта Поиск Контакты Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего далее...

    Условия развития речи детей дошкольного возраста

    Статья (развитие речи, младшая группа) далее...

    Простые картинки животных детей

    Не ври -Не далее...

    Парки развлечений в германии для детей

    Парки развлечений в далее...

    Задачи познавательному развитию дошкольников

    Педагогический совет Познавательное развитие дошкольников - далее...

    Популярные статьи