Методики исследования внимания детей дошкольного возраста

Пути совершенствования произвольного внимания детей дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы исследования

I.1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

I.2 Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

I.3 Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Глава II. Экспериментальная часть исследования

II.1 Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования

II.2 Констатирующий этап эксперимента

II.3 Формирующий этап эксперимента

II.4 Контрольный этап эксперимента

Пути совершенствования произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: пути совершенствования произвольного внимания.

В качествегипотезы исследования мы предположили, что усовершенствование методов и приёмов произвольного внимания детей дошкольного возраста будет эффективно влиять на формирование внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.

  1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
  2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
  3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики с детьми среднего дошкольного возраста.

В работе были использованы такие методы исследования, как:

анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

изучение передового педагогического опыта;

наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти дошкольника.

Практическая значимость исследования заключается в разработке иных методов и приёмов, способствующих развитию произвольной памяти дошкольника.

Глава I. Теоретические основы исследования

I.1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык мыслить.

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, почему ты так думаешь? Особенно �

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.

младшего дошкольного возраста

Объем курсовой работы составляет 34 страницы, 2 таблицы, 3 рисунка, 14 использованных источников, 5 приложений.

ВНИМАНИЕ, НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ, ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ, ГЕНДЕР.

Объект исследования – внимание как психический процесс.

Цель исследования - изучить гендерные особенности внимания детей младшего дошкольного возраста.

- анализ литературы по проблеме исследования;

- эксперимент, включающий методики (1 – н а нахождение сходства и различий картинок; 2 – на понимание нелепиц, несоответствий на картинках; 3 - «Найди и вычеркни» Р.С. Немова) ;

- количественный и качественный анализ эмпирических данных.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что существуют гендерные различия во внимании младших дошкольников.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмперических данных на прктике. М атериалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по развитию внимания у детей.

Степень научной новизны: выявлены гендерные особенности внимания мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………………………. 6

1.1 Понятие внимание, как психологическая проблема…………………6

1.2 Понятие «гендер», как психологическая проблема ……………….12

1.3 Особенности развития внимания младших дошкольников……. 15

1.4 Гендерные особенности развития дошкольников …………..……20

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………24

2.1 Характеристика этапов и методов исследования по выявлению гендерных особенностей внимания детей младшего дошкольного возраста…24

2.2 Анализ результатов проведённого исследования……………………26

2.3 Рекомендации по развитию внимания дошкольников……………. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..34

Если данная работа заинтересовала. то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Источники: http://www.studsell.com/view/139029/, http://psixologiya.org/psixodiagnostika/poznavatelnye-processy/1609-metody-diagnostiki-pamyati-u-det, http://reihorn.narod.ru/govmd.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Фото поделок цветов бумаги

    Цветы из бумаги Продолжая тему поделок, декора и украшений, далее...

    Упражнения на сценическое внимание для детей

    Открытое занятие по предметуМастерство далее...

    Дети инклюзивным образованием презентация

    Презентация на тему: Инклюзивное (включающее) образование Инклюзивное (включающее) далее...

    Николенко английский для детей сборник упражнений

    Большая электронная библиотека Орден Восточных далее...

    Пошаговая лепка из пластилина в картинках

    Мастер-класс лепки из далее...

    Обследование ребенка старшей группы на пмпк

    Консультация по логопедии (средняя группа) на далее...

    Сценарий спектакля детей дошкольного возраста

    «Аленушка и лиса». далее...

    Презентация зож детей дошкольного возраста

    Презентация к уроку по теме: ПрезентацияФормирование далее...

    Занятия детей посещающих детский сад

    Группа неполного дня — это комплекс далее...

    Популярные статьи