Эмоциональное благополучие ребенка дошкольника

Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей

Глава 1. Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия старшего дошкольника

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

1.2 Родительские стили воспитания и установки

1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

1.4.1 Особенности эмоционального поведения ребенка

1.4.2 Особенности эмоциональных отношений в семье

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников

2.2.1 Описание результатов исследования родительского отношения к ребенку

2.2.2 Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

  1. Интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И. Выготский Л.С. Костенко М. А. Лунякова Л.Г. Дубровина И.В. Лисина М.И. Леонтьев А.Н. Мухина В.С. Хоментаускас Г.Т. Эльконин Д.Б и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Дошкольный возраст это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе Я Мир и является необходимым условием его развития.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И.

#5455 Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Заказать эту работу

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального благополучия дошкольников в современной науке…………………………5
1.1. Проблема эмоционального благополучия дошкольников в исследованиях психологов………………………………………………………..5
1.2. Основные факторы эмоционального благополучия ребенка…………9
1.3. Семья как фактор эмоционального благополучия дошкольников….12
1.4. Стили родительского воспитания и эмоциональное благополучие ребенка……………………………………………………………………………..16
Глава 2. Практическое исследование особенностей эмоционального благополучия дошкольников………………………………………………….21
2.1. Организация исследования. Описание и обоснование методов исследования………………………………………………………………………21
2.2. Анализ результатов исследования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………. 41
Приложения………………………………………………………………………42

Введение

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Актуальность выбранной темы подтверждает тезис о том, что изучение процесса становления личности ребенка является одной из важнейших научно - практических задач психологии и педагогики. Особое внимание исследователи уделяют изучению процесса становления свойств личности ребенка в частности, его эмоциональной сферы.
В работах Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.Д. Кошелевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, К. Изарда, Б. Пере, В. Штерна и других уделялось большое внимание изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка. Особую роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет семья.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические су¬бъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что че¬ловек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влия¬ние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональ¬ной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.
Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окру¬жающему миру, и обществу, способствует становлению развитой, гармоничной личности.
Целью данной работы является выявление факторов эмоционального благополучия детей.
Объект - эмоциональная сфера личности дошкольника.
Предмет — факторы эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы эмоционального благополучия дошкольников в современной науке
2. Выявить основные факторы эмоционального благополучия ребенка.
3. Рассмотреть стили родительского воспитания и эмоциональное благополучие ребенка.
4. Провести практическое исследование особенностей эмоционального благополучия дошкольников
5. Проанализировать результатов исследования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Литература

Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М. 1995. – 432 с.
2. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс.канд.пс.н. - М. 1987. – 340 с.
3. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 326 с.
4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997. - 432 с.
5. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд.пс.н. – МГУ, 1989.
6. Кордуэлл М. А-Я: Словарь-справочник. – М. ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 448 с.
7. Крайг Г. Психология развития. – СПб. Питер, 2001. – 992 с.
8. Левис Ш. Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. - 326 с.
9. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М. Педагогика, 1991. – 360 с.
10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М. Просвещение, 1991. - 432 c.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М. Педагогика, 1986. – 342 с.
12. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев. Дисс. канд.пс.н. - М. 1979. – 200 с.
13. Монина Г. Лютова Е. Проблемы маленького человека. - Санкт- Петербург: изд-во «Речь», 2002. – 275 с.
14. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М. 2005. – 469 с.
15. Bell S.M. Ainsworth M.D.S. Infant crying and maternal responsiveness // Child Development. 1972. Vol. 43.
16. Buck R. The communication of emotion. N.Y. Guilford, 1984.
17. www.festival.1september.ru

Педагогическая поддержка эмоционального благополучия дошкольников средствами музыкального искусства

Общеизвестно, что психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствуют его успешному психическому и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру.
Одним из эффективных средств воздействия не только на художественно-эстетическое развитие, но и на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является музыкальное искусство.

Задачи музыкального руководителя:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру в процессе приобщения к музыкальному искусству.
2. Развивать положительные эмоции, возникающие в процессе музыкальной деятельности.
3. Развивать инициативность, творческую самостоятельность в музыкальных видах деятельности.
4. Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Основные направления в содержании педагогической деятельности:
1. Ориентир на классические ценности. Очень важен приоритет культурных ценностей в музыкальном развитии дошкольников . Музыкальный руководитель должен критически подходить к отбору репертуара (для слушания, пения, танцев) по образовательной деятельности дошкольников. Это должен быть классический детский репертуар и эстетически ценная современная музыка.

2. Создание ситуации успеха. Музыкальный руководитель при взаимодействии с воспитанниками обязательно должен ориентироваться на достижение детьми ситуации успеха. на поддержание позитивного эмоционального фона. Применение таких педагогических приемов как поощрение, подбадривание, похвала, юмор позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие способствует развитию самооценки, самоконтролю, ориентации на успех в достижении целей.

3. Активизация самостоятельной творческой деятельности. Для этого необходимо стимулировать дошкольников к музыкальной деятельности и предоставлять каждому ребенку возможность реализовать свои способности во время всех видов музыкальной деятельности. Особое внимание следует обратить на развитие у детей отражать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности.

4. Создание условий, которые влияют на эмоциональную атмосферу. Создание атмосферы эмоциональной безопасности не только на музыкальных занятиях, но и в течение всего времени пребывания в ДОУ, является необходимым условием педагогической поддержки воспитанников. Доброжелательность, внимание, сопереживание, сочувствие -важнейшие характеристики взаимодействия педагога с детьми.

5. Взаимодействие с педагогами. Основные позиции, которые музыкальный руководитель должен актуализировать на всех педагогических мероприятиях ( педсоветах, методических объединениях, консультациях, мастер-классах и др.) по поддержке эмоционального благополучия, должны быть следующими:
-эмоционально-положительные отношения должны быть между всеми участниками образовательного процесса;
-от того, какие условия будут созданы в дошкольном учреждении для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов;
-важное значение в создании эмоциональной атмосферы принадлежит собственному настрою педагога, его положительному эмоциональному поведению.

6. Взаимодействие с родителями. Установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями влияет и на эмоциональное благополучие детей. Решающую роль в установлении контактов с родителями является их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение по всем направлениям деятельности в ДОУ. Это способствует оптимизации детско-родительских отношений и положительному эмоциональному микроклимату семьи. В свою очередь, музыкальный руководитель посредством музыкальной деятельности должен поддерживать доброе отношение к маме, папе и близким людям. Самое главное, чтобы окружающие ребенка взрослые, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта .

Источники: http://www.studsell.com/view/157390, http://www.botan-ik.ru/baza-gotovyih-rabot-work?work=5455, http://detstvogid.ru/pedagogicheskaya-podderzhka-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov-sredstvami-muzyikalnogo-iskusstva/.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Психологические занятия детьми дошкольного возраста

    Развивающее занятие для детей дошкольников Цель: развитие кругозора у дошкольников. Формирование далее...

    Кружок лепки из пластилина

    Кружка из пластилина. Полностью обустроить кукольный домик, далее...

    Животные английском детей упражнения

    Топ лучших упражнений и заданий по английскому языку далее...

    Творческие задания для детей

    Если вы далее...

    Вокальные упражнения для детей ноты

    Учебно-методический материал на тему: вокальные упражнения далее...

    Игры пк маленьких детей

    Скачать игру В далее...

    Самообразование теме творческие способности детей

    Самоописание опыта работы Автор опыта: Алтынник Антонина Николаевна учитель далее...

    Юбилей папы 50 лет поздравления детей

    Поздравления с юбилеем 50 лет папе Папа, с днём рождения далее...

    Картинки поздравлениями ребенка 2 годами

    Поздравления с днем рождения 2 годика Второй день рождения далее...

    Популярные статьи