Эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Консультации для воспитателей

Сказкотерапия как средство коррекции эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Автор: Бабаева Р.М.. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N50 Лесная сказка , ХМАО - Югра, город Нижневартовск.

Одной из самых значимых и дискуссионных проблем возрастной психологии - исследование эмоционального развития детей. Несмотря на то, что проблема эмоционального развития занимает в исследованиях психологов, философов и педагогов важное место, до сих пор остается мало изученными многие вопросы, связанные с природой эмоций, ролью социального окружения, когнитивного развития в процессе становления представлений об эмоциях.

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей. Регулируя поведение, отношения к окружающему миру, эмоции формируют и ценностные ориентации, установки человека, основанные на том личностном смысле, который приобретают отдельные предметы и люди в сознании человека. При этом, переживания, которые связаны с оценкой событий и окружающих, носят не только индивидуальный, но и социальный характер, помогая человеку идентифицировать себя с определенной социальной группой.

Не меньшее значение имеют эмоции и для развития взаимоотношений людей, регуляции общения, так как именно они лежат в основе симпатий и антипатий, возникающих при восприятии и оценке другого человека. Развитие социально активной и социализированной личности связано во многом с развитием социальных эмоций, с формированием у детей социальных эталонов, принятых в данном обществе. Эти эталоны опосредуют реакции ребенка на социальные стимулы, формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка, благодаря чему ребенок поднимается на более высокую ступень личностного развития.

Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, так как именно в этот период формируются основы личностного развития, складывается структура общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Особую актуальность приобретает поиск наиболее эффективных методов и средств формирования и развития эмоциональных эталонов у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств могла бы стать сказкотерапия, возможности которой в использовании для решения указанной задачи в условиях дошкольного учреждения еще далеко не исчерпаны. Основной целью является - изучение возможностей использования сказкотерапии в целях коррекции эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Комплексное использование сказкотерапии позволяет эффективно снимать негативные психологические реакции у детей дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

1. Эмоции и чувства – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

2. Среди эмоциональных состояний выделяют собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Аффекты – это особенно выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.

3. Дошкольное детство является важнейшим этапом эмоционального развития ребенка, когда:

-ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

-изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

-чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

-формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

4. В то же время, если в эмоциональное развитие ребенка вторгаются некоторые негативные факторы, описанный механизм формирования эмоций может быть нарушен, вплоть до развития явлений, именуемых эмоциональным неблагополучием.

5. Сказкотерапия может стать эффективным средством коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников. Этому способствуют определенные особенности сказки, в частности то, что сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Сказка в ходе роботы с эмоциональным неблагополучием детей может анализироваться, рассказываться, переписываться и сочиняться. Но наибольший эффект дате проигрывание сказки и ее мотивов детьми, ибо игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. С помощью игры в сказочном контексте можно воссоздать многие реальные жизненные ситуации, которые в такой форме ребенок научиться правильно переживать и адекватно эмоционально на них реагировать.

Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Диагностика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Полезная информация » Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции » Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Диагностика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Диагностическим обследованием было охвачено 11 детей - воспитанников ДОУ № …… . Возраст детей 6 лет.

В процессе диагностики были использованы следующие методики:

1) Методика Дом - Дерево - Человек . (см. Приложение № 1)

Цель: изучение личности дошкольника.

2) Методика Рисование несуществующего животного . (см.

Цель: изучение личностных особенностей ребёнка и эмоциональных проявлений.

Дом - Дерево - Человек : наличие тенденции к лидерству. Иногда испытывает трудности в принятии решений.

Несуществующее животное : адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для него очень значимо. Наличие самоконтроля, обдуманности, рациональности принятия решения. Может проявить защитную агрессию.

Дом - Дерево - Человек : достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Существует тенденция к сознательным попыткам самоконтроля.

Несуществующее животное : обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. Уверена в своих действиях и поступках, положительно к ним относится. Проявляет заинтересованность в информации о себе.

Дом - Дерево - Человек : достаточно открыта, доступна. При этом

испытывает внутреннюю робость, стеснительность, иногда замкнутость.

Несуществующее животное : достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе.

Дом - Дерево - Человек : эмоциональна, чувствительна. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке. Тревожна.

Несуществующее животное : наличие самоконтроля и обдуманности принятия решений. Присутствует стремление к самоукрашению, склонна демонстрировать себя. Достаточно энергична.

Дом - Дерево - Человек : испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Присутствует конфликтность, замкнутость, тревожность.

Несуществующее животное : обдуманно принимает решения. При этом прослеживается конформность суждений. Испытывает агрессию.

Дом - Дерево - Человек : испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Боязлив, застенчив. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке.

Несуществующее животное : нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь незначительная часть замыслов реализуется.

Дом - Дерево - Человек : испытывает чувство скованности, замкнутости. Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Тревожна.

Несуществующее животное : довольно скрытна, но хочет нравиться окружающим. Испытывает трудности в принятии решений.

Дом - Дерево - Человек : испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожна в принятии решений. Присутствует чувство незащищённости. Прослеживается некоторая конфликтность, стремление к лидерству.

Несуществующее животное : присутствует стремление к самоукрашению. Ответственно относится к своим поступкам, переживает о впечатлении, которое производит на других. Обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность.

Дом - Дерево - Человек : испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожен в общении, скрытен. Тревожен.

Классификация активных методов обучения
Большой клад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С.Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В.

Психоаналитический подход
Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же, когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но кроме этого он интересовался когнитивным развитием — тогда это.

«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.
В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей. Многие дети в условиях повторного брака.

Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у младших дошкольников

Олеся Черкашина
Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у младших дошкольников

«Психолого-педагогические условия преодоления Эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей младшего дошкольного возраста».

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным психологическим барьером между взрослым и детьми.

Такие барьеры чаще всего возникают между взрослыми и гиперактивными детьми.

И хотя в нашей стране проблемы гиперактивных детей занимались многие ученые: И. П. Брязгунов, А. И. Захаров, Н. Н. Заваденко, В. Р. Кучма, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина и другие, но вместе с тем установлено, в частности А. И. Захаровым, что практически все окружающие гиперактивного ребенка люди (родители, педагоги, сверстники) прибывают в уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и тд… К сожалению они ошибаются.

Обобщение теоретической части позволило сделать следующие выводы:

-Эмоциональное неблагополучие часто возникает у импульсивных детей, чьё поведение редко вызывает положительные эмоции у взрослых и сверстников.

- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Но это состояние имеет более оптимистические возможности реабилитации при условии, если она проводится в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

- Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Их поведение свидетельствует о недостаточной форсированности у них регуляторных механизмов психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

- Помимо психологического основания импульсивное поведение имеет и физиологические причины. Оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частностью второй системой сигнальной – речи.

- Все точки зрения на причинное течение заболевания можно объединить в три большие группы:

Биологические, психосоциальные и генетические. Биологические факторы играют решающую роль первые два года жизни, в последующие годы они опосредуются психосоциальными факторами исследования, что 2/3 детей с данным синдромом – это дети из семей высокого социального риска.

С импульсивными детьми коррекционная работа осуществляется поэтапно и предполагает последовательное решение конкретных задач и использование для этого определённых видов игр и упражнений.

Подход к лечению импульсивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Чтобы достичь позитивной динамики в ходе коррекционной работы (изменение в поведении, установках и эмоциональном состоянии ребенка, необходимо понимание и отклик со стороны родителей и ближайшего социального окружения. Совместная деятельность ребенка с окружающими людьми является оптимальным условием его гармоничного развития.

Добиться того, чтобы импульсивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача

Источники: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2916.html, http://www.winpsychology.ru/plws-202-1.html, http://www.maam.ru/detskijsad/-yemocionalnogo-neblagopoluchija-impulsivnosti-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия как средство коррекции эмоционального неблагополучия детей далее...

    Беседка из пластиковых бутылок своими руками видео

    Беседка из пластиковых бутылок своими руками далее...

    Определение уровня физического развития ребенка

    Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка Судя далее...

    Творческие спортивные дети мира

    Рекомендуем: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Открыт прием заявок во II том! ПОЛОЖЕНИЕ далее...

    Поделка ноев ковчег детей

    Рождественский вертеп - это неотъемлемая часть Рождества. Начиная с XVII далее...

    Характеристика на творческого ребенка

    Особенности творческих проявлений и способностей детей Наверное, все педагоги далее...

    Жалоба на ребенка в детском саду

    Коллективная жалоба родителей далее...

    Комплексное психологическое обследование ребенка

    1 683 просмотров Название. Комплексное психолого-педагогическое далее...

    Комплекс общеразвивающих упражнений для детей возрастной группы

    Общеразвивающие упражнения у детей дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения далее...

    Популярные статьи