Эмоциональный интеллект детей из неполных семей

Дети в неполной семье

Психолог в консультативной практике часто сталкивается с тем, что разведенные женщины испытывают чувство вины перед ребенком за то, что не смогли сохранить отца в семье: Как же ребенок без папы? . Далеко не все женщины понимают, что проблема не в том, что отсутствует отец, а в ее психологическом состоянии, в том чувстве вины и сожаления, которое она при этом переживает.

Жизнь складывается по-разному. И жалеть о том, что уже произошло, постоянно перебирать в памяти какие-то эпизоды, корить себя или других не имеет смысла. В ситуациях разрыва виноваты все и никто. Жить надо настоящим, а не прошлым. Чувство вины в данном случае опасно и бессмысленно.

Виноватая мать, пытаясь исправить ситуацию, целиком посвящает себя ребенку. В результате такие женщины гораздо больше, чем следует, тревожатся о своих детях, пытаются опекать и контролировать каждый их шаг, начинают слишком внимательно относиться к второстепенным моментам жизни ребенка: дорогая одежда, особенные игрушки.

Естественно, это палка о двух концах: чем больше мать тревожится о здоровье и настроении ребенка, тем более мнительным и фиксированным на себе становится сам ребенок. Часто мать за счет преувеличенной опеки решает свои собственные проблемы — у нее есть страх оказаться не у дел. Одна — и сразу нахлынули личные переживания. Но необходимо контролировать себя, уметь оставить ребенка в покое. Для полноценного психологического контакта достаточно двух-трех часов общения в день. Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждая с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно.

Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Это очень плохо для ребенка. Появление любого третьего человека в доме становится для него психологической проблемой. Ребенок не привык к тому, что мать общается не только с ним, что существует взрослая территория . Мама должна стремиться к тому, чтобы у нее было личное пространство . Важно, чтобы ребенок разделял такие понятия: гости общие , гости твои , гости мои , сейчас мы поговорим, а ты поиграешь, потом все вместе будем пить чай .

Естественно, у женщины, тем более у женщины с ребенком и без мужа, всегда много забот. Но хозяйственные заботы бесконечны, Поэтому важно в какой-то момент остановиться: собраться и отправиться в гости, в театр, просто выйти из дому, не забыв при этом хорошо одеться и уже этим создать себе хорошее настроение.

Как часто матери, не сумевшие заняться в жизни чем-то своим, с течением времени становятся неинтересны собственным детям, их придирчивый, недовольно — тревожный тон вызывает протест у детей, служит поводом для множества ссор. Мать должна уметь заниматься собой.

Но существует и другая крайность. Например, после развода ребенок полностью отдается на попечение бабушки и дедушки, и мать отвыкает от жизни с ним. В результате, когда они сказываются опять вместе, наладить совместную жизнь бывает трудно. Конечно, с практической стороны участие в жизни неполной семьи бабушки и дедушки — максимально комфортно и удобно. Ребенок под присмотром, всегда вовремя накормлен, правильно одет. Мать спокойна. Но в результате исчезает психологический контакт ребенка с матерью, и часто он потом оказывается невосполнимым.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам — завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Не тревожьтесь, будьте спокойны и разумны. Возможно, ваше психологическое состояние улучшится, если вы будете знать, что для психологов, социологов, демографов термин неполная семья давно уже не носит отрицательной эмоциональной окраски.

Многочисленные исследования детей из трех типов семьи — неполной, полной конфликтной и полной благополучной — обнаружили, что по большинству показателей — школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость — дети из неполных чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода

Известно, что появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.Последствия разводов — это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы [7]:

1. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак.

2. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения.

3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.

4. Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

5. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.

Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем [18]:

- Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

- Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; - Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

- Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Возраст будущей пары
Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, её организм полностью сформировался, она уже закончила.

Волевые качества личности
В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих ка­честв можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умени.

Роль Другого в самопознании
Спецификой человека является его способность к самопознанию. При этом он нуждается в способе познания себя. Представление себя другим является одним их способов самопознания. Человек всегда окружен другими людьми. Поэтому Б.Ф. Поршнев вы.

«Изучение эмоционального интеллекта подростков из неполных семей» (научно-исследовательский проект)

Ахвердова Ольга Альбертовна (Ставрополь), Есаян Марине Левоновна (Ставрополь), Терещенко Элеонора Владимировна (Ставрополь)

Актуальность, научная и практическая значимость.

В современной психологической науке осуществляется новая парадигма изучения развития психики человека: тесное взаимовлияние эмоционального и интеллектуального. Именно на этой основе развивается новое понятие «эмоциональный интеллект», как воплощение принципа развития активной познающей целостной личности.

В основе способностей эмоционального интеллекта лежат условия общения в семье, непосредственный эмоциональный опыт, который формируется в процессе эмоционального контакта с родителями. Таким образом, условием для его развития в подростковом возрасте является семейная атмосфера, в частности - полнота состава семьи.

Обоснована необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта и даны рекомендации по его развитию в подростковом возрасте.

Основное содержание работы (или ее этапы).

1 этап. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального интеллекта подростков из неполных семей. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и его развитие; особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте; влияние ситуации неполной семьи на подростка.

2 этап. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования эмоционального интеллекта подростков из неполных семей

Объектом эмпирического исследования послужили 50 подростков мужского и женского пола в возрасте от 14 до 17 лет, обучающихся в Центре Образования г. Ставрополя. Первую (экспериментальную) группу составили подростки, из неполных семей. Вторую (контрольную) группу составили подростки из полных семей.

Для реализации поставленных целей и задач в настоящем исследовании были использованы психологические и математические методы исследования. Методы психологической диагностики включали наблюдение, беседу, анализ истории жизни и опросники: методика исследования эмоционального интеллекта подростков (Садокова А.В. Воронкина П.М. 2006), опросник ЭмИн (Люсин Д.В. 2006), авторская методика диагностики эмоционального интеллекта (Манойлова М.А. 2005), методика оценки «эмоционального интеллекта» (Холл Н.). Каждый из опросников включает несколько шкал, позволяющих оценить как отдельные способности, так и общий уровень эмоционального интеллекта.

Математические методы исследования представлены непараметрической статистикой в виде Q-критерия Розенбаума и критерия #966;* — угловое преобразование Фишера.

3 этап. Изучены особенности эмоционального интеллекта и его сущностных признаков у подростков изучаемых групп, сформулированы выводы и предложена психокоррекционная программа, позволяющая отработать навыки понимания эмоционального состояния другого человека, развить эмпатийное понимание собеседника.

Результаты, выводы.

Проанализировав научную литературу, посвященную изучаемой проблеме, можно сделать вывод, что в настоящее время в психологии эмоционального интеллекта выделяют ряд ведущих теорий. Исторически первой стала работа П. Салоуэя и Дж. Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик (модель Р. Бар-Она). Важно отметить, что содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая #8203;объединяет все рассмотренные теории, является совокупность способностей к #8203;пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению #8203;эмоциями других людей. Но создание целостной психологической теории эмоционального интеллекта только предстоит.

В результате экспериментально-психологического исследования обнаружены способности эмоционального интеллекта, которые проявляются без существенных различий в обеих группах испытуемых, такие как способность к эмоциональной регуляции, пластичность эмоций, самомотивация. Но имеются значительные различия количественных показателей в обеих группах, как в отношении общего уровня эмоционального интеллекта, так и в отдельных его компонентах, таких как межличностный эмоциональный интеллект, понимание своих эмоций и эмпатия. Полученные различия статистически значимы и подтверждаются результатами всех методик, используемых в исследовании.

Интегративный показатель эмоционального интеллекта подростков экспериментальной группы представлен низкими количественными результатами диагностики и проявляется в отсутствии или низкой мотивации достижения успеха в учебной деятельности, в общении со сверстниками. Результаты по данному показателю в контрольной группе говорят об общей позитивной направленности подростка на себя и на других. Это обусловлено потребностью в общении и поддержке.

Межличностный эмоциональный интеллект у подростков из неполных семей характеризуется неспособностью понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса). У подростков контрольной группы полученные значения свидетельствуют о наличии способности к распознаванию эмоции других людей, пониманию чувств партнеров по общению.

Понимание своих эмоций и эмпатия у подростков, представляющих экспериментальную группу, выражается в отсутствии или низком проявлением эмоциональной отзывчивости подростка на переживания другого человека и трудностями в осознании собственных эмоций. В свою очередь у подростков из полных семей данный признак проявляется в наличии способностей к осознанию своих эмоций и эмпатийному пониманию собеседника.

Вследствие вышеизложенного можно утверждать, что проведение психологической коррекционной работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, с подростками из неполных семей будет способствовать адаптации в социальном окружении и усилению социальной позиции в данном возрасте. Предлагается психокоррекционная программа для подростков, включающая игровые упражнения, имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, позволяющая отработать навыки понимания эмоционального состояния другого человека, развить эмпатийное понимание собеседника.

Источники: http://www.7ya.ru/article/Deti-v-nepolnoj-seme/, http://www.mindbenefit.com/masuvs-674-1.html, http://psy.su/psyche/projects/483/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Развлечения для детей в пусане

    Развлечения в Пусане, Южная Корея. далее...

    Декоративный домик из картона

    Домик из картона на окно с декоративной подсветкой Сегодня далее...

    Лучшие отели для отдыха с маленькими детьми

    Статьи Лучшие отели Турции далее...

    Сказки животных сочиненные детьми

    Сказка о трех далее...

    Агрессивные дети дошкольного возраста

    Категории Поделиться Статистика Просмотренные Топ-10 Агрессивность детей дошкольного возраста Агрессивностью принято называть целенаправленное далее...

    Поделки пластиковых бутылок 5 литров

    Записи из рубрикипластмассовые банки, бутылки далее...

    1000 Упражнений для подготовки к школе

    1000 лучших упражнений для подготовки к далее...

    Педагогические характеристики дошкольного возраста

    Учебно-методический материал (младшая далее...

    Правильное питание презентация для детей

    Презентация: Школьникам о правильном питании Презентация на далее...

    Популярные статьи