Обследование речи детей дизартрией

Обследование детей с дизартрией

Обследование детей с дизартрией.

Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания: одеться, раздеться, обуться; пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, встать на носки, присесть; попрыгать на двух ногах, правую, левую; руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции). При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

Мелкая моторика рук: сжать и разжать пальцы в кулак (5-7 раз под счет); кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки; указательный и средний пальцы бегают по столу; вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук; поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы; собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины. При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

Строение артикуляционного аппарата.

Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц; вытягивание губ хоботком (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами); ассиметричность улыбки (паретичная сторона рта остается почти неподвижной); невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению); отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта; невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней; посинение кончика языка; невозможность удержать язык, высунутый изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица. Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.

Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях стертой дизартрии.

Слуховая функция: состояние физического слуха; состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность).

Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения. Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.

Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра Волшебный мешочек - узнавание на ощупь различных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.

Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.

Заключение о состоянии речи.

Необходимо указать форму дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую), характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, т.е. наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, необходимо логопедическое заключение. Например, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие; псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень).

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Обследование детей с дизартрией, диагноз

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста.

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

По мере роста ребенка в речевой диагностике дизартрии большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.

Основные критерии диагностики:

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений;

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

• замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• трудность в переключении артикуляционных движений;

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

• наличие просодических нарушений.

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим.

При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных.

Нарушения звукопроизношения оцениваются в зависимости от характера коммуникационного материала, скорости произношения и ситуации общения.

Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развитием ребенка.

Информация, релевантная Обследование детей с дизартрией, диагноз
  1. Контрольная работа. Расстройство речевой функции: Дизартрия, 2010
    детей с дизартрией, диагноз Лечение и коррекция Заключение Список
  2. СИСТЕМНАЯ СКЛЕРОДЕРМИЯ
    обследование, которое наряду с характерной клинической картиной позволяет поставить правильный диагноз. Патогномоничными являются спонтанные фибрилляции, низкоамплитудные полифазные потенциалы малой продолжительности и серии повторных потенциалов. Наличие этих симптомов позволяет отличить мышечную слабость при ДМ от слабости, обусловленной поражением периферических мотонейронов при мышечной
  3. Заболевания щитовидной железы и беременность
    обследованием и оценкой функции щитовидной железы. 17.2.5. Узловой зоб и беременность Распространенность узловых образований щитовидной железы среди беременных женщин составляет 4 %, в данном случае речь идет только о пальпируемых узлах и/или превышающих в диаметре 1 см по данным УЗИ. В подавляющем большинстве случаев выявляется узловой коллоидный пролиферирующий зоб, который не
  4. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
    обследованных им больных (21 человек) были мужчины. Головная боль при эритроцианозе является редкой формой генерализованной пульсирующей головной боли, которая встречается в сочетании с покраснением лица и кистей руки и онемением пальцев (эритромелалгия). Это состояние было описано в сочетании с: а) мастоцитозом (инфильтрация тканей тучными клетками, которые вырабатывают гистамин, гепарин и
  5. КОМА И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ
    обследовании, позволяют решить, какое из некоторых известных заболеваний привело к развитию комы, что ограничивает необходимость проведения многих диагностических мероприятий. Затем может быть спланирован рациональный способ установления точного диагноза и назначения адекватного лечения, могут быть предвидены клинические изменения. Тактика ведения больного должна быть обусловлена знанием
  6. ПОДАГРА И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ ПУРИНОВОГО ОБМЕНА
    обследованных групп госпитализированных концентрация урата в сыворотке более 70 мг/л имела место у 13 % взрослых мужчин. Частота и распространенность подагры меньше, чем гиперурикемии. В большинстве западных стран частота подагры составляет 0,20—0,35 на 1000 человек: это означает, что ею страдают 0,13—0,37 % от общего числа популяции. Распространенность болезни зависит как от степени повышения
  7. БОЛЕЗНЬ ВИЛЬСОНА
    обследовании с помощью щелевой лампы не находит колец Кайзера—Флейшера, диагноз болезни Вильсона можно исключить. Первыми неврологическими проявлениями служат нарушения двигательных функций, особенно тремор в покое и при произвольных движениях. Часты спастичность и ригидность мышц, хорея, навязчивые движения, дисфагия и дизартрия. Иногда определяется рефлекс Бабинского и отсутствуют брюшные
  8. СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
    обследования больных с аускультативными шумами над сонной артерией, инсультами или ТИА в каротидной системе существует много диагностических методик. Выявить данные, свидетельствующие о поражении бифуркации общей сонной артерии, и его природу позволяют аускультативное выявление шума над бифуркацией общей сонной артерии в области шеи или над глазным яблоком, а также пальпация артерий на шее, на
  9. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ
    обследовании больного с подозрением на вирусный энцефалит важно исключить невирусные инфекции. Некоторые состояния могут имитировать вирусный энцефалит (табл. 347-2), что обязательно следует учитывать при первом обследовании больного. Поскольку прогноз при первичном вирусном энцефалите относительно благоприятен, важно определить, является ли данный случай заболевания спорадическим или связан с
  10. ДЕМИЕЛИНИЗИРУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
    обследования и патологоанатомического анализа можно выделить три демиелинизирующих заболевания — рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит (включая постинфекционный и поствакцинальный энцефаломиелиты) и острый некротический геморрагический энцефаломиелит. Рассеянный склероз Это заболевание обычно проявляется в форме повторных обострений, сопровождающихся симптомами

Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы.

Цель: определить, умеет ли ребёнок определять количество изолированных ударов, серии простых ударов, акцентрированных ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

4. Обследование восприятия логического ударения

Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.

В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных. Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе.

Материал для исследования: предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты.

6. Обследование модуляций голоса по высоте

Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

7. Обследование модуляций голоса по силе

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко» и далеко.

8. Выявление назального (носового) тембра голоса

Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ребенком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой.

9. Обследование восприятия тембра

При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки – символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста.

10. Обследование воспроизведения тембра голоса

Государственные, отраслевые стандарты образования и стандарты ВУЗ
Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение новую редакцию закона Украины О высшем образовании . Законопроект подготовлен с целью приведения законодательства Украины в сфере высшего образования к требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоеди.

Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей
В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему .с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекае.

Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр.

Разделы

Источники: http://infourok.ru/material.html?mid=84681, http://medicinapediya.ru/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/obsledovanie-detey-dizartriey.html, http://www.edumask.ru/magiws-580-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Социальная диагностика детей дошкольного возраста

    Диагностика социально личностного развития детей далее...

    Дикие животные стихи детей

    Стихи о животных для детей Этот сайт детский, но далее...

    Поделки из бумаги вертолет

    Как сделать из бумаги вертолет? Дети далее...

    Самодельные развивающие игрушки для детей

    Наконец-то я добралась до этой далее...

    Признаки стрессового состояния ребенка

    Признаки стрессового состояния малыша Признаки стрессового далее...

    Красивые поделки из картона

    Елочка из картона далее...

    Поделки с пластиковых бутылок ограды для цветов

    Как сделать клумбу из бутылок далее...

    Развитие детей состояние здоровья родителей

    Здоровье родителей -залог здоровья будущего ребенка Рождение человека было далее...

    Режим питания ребенка 11 месяцев комаровский

    Известный педиатр доктор Комаровский на все вопросы, касающиеся здоровья далее...

    Популярные статьи