Художественное речевое развитие дошкольников

Развитие и воспитание дошкольников

Задачи художественно-речевой деятельности дошкольников

В старшую группу дети приходят обогащенные умением слушать художественные произведения, обладающие навыками выразительного исполнения стихотворений, с формирующейся правильной речью. Дети более мотивированно высказывают свое отношение к содержанию сказки, рассказа, к их героям. Они способны замечть связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них появляются предпочтения к определенным произведениям, возникает стремление сравнивать их, сопоставлять услышанное с тем, что они уже знают. Дети не только различают стихотворную и прозаическую речь, но и отличают рассказ от сказки. Они охотно читают наизусть.

У них появляется устойчивый интерес к определенному виду деятельности: одни любят стихи, другие — сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки. Выражается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети могут оценить, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.

Литературный репертуар, с которым педагог знакомит ребенка, расширяется. Это произведения, более сложные по содержанию и художественной форме (волшебные сказки, рассказы разнообразной тематики: об общественных явлениях, о природе, о труде взрослых).

Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.

Программа основана на преемственности в художественно-речевом развитии ребенка среднего и младшего дошкольного возраста, в ней ставятся задачи: учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы, развивать художественно-речевые исполнительские и творческие способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе.

При ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя сказку, обращает внимание на ее смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины).

Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения сказки (или устного ее пересказа). Выдержите небольшую паузу, дайте детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем спросите, понравилась ли сказка и чем именно, почему у нее такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название сказки с ее содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили?

Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? В старшей группе, по сравнению с предыдущей, количество подобных вопросов увеличивается. Дети запоминают образные.
выражения, понимают их уместность в данном контексте.

Тема: «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Тема: «Художественно-речевое развитие дошкольников»

- Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературе .

- Развивать творчество педагогов.

Подготовка к педагогическому совету:

Тематическая проверка: «Ознакомление дошкольников с литературой» Анкетирование родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» Анкетирование детей старшего и подготовительного возраста Встреча с работниками районной библиотеки Организация мини-музея «Ребёнок и книга» Открытый просмотр занятий: «Беседа по сказке «Волк и семеро козлят» во 2 младшей группе – воспитатель Сундукова Г. В, и «Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Оленёнок» в средней группе – воспитатель Игнашева В. А

Литература: ребёнок в д\с №1\11 год, педагогические советы (Бушнева И. М), Тематические педсоветы в дошкольном учреждении (Минкевич Л. В)

Ознакомление со справкой тематической проверки – Деревянко Т. В

Анализ открытых занятий «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Учитель-логопед – Глазычева Т.

1. Вступительное слово

Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, наш век иформатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается не совершенствует свою память, внимание, воображение. не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений .

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего детства. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Справка по тематическому контролю

2. Анализ занятий

3 Консультация. «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - Глазычева Т. Н

    Какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, стихотворение, сказка, легенда, предание, ода, повесть, роман, былина, загадка, потешка, считалка, пословица, басня и т. д)
    Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

Можно, если они небольшого содержания. Объединить их по принципу

    Надо ли объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает. Что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятные слова во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

в некоторых случаях детей необходимо подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и эти слова ил выражения лучше объяснить.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринимать основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются очень живо. Права Е. И Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

    Когда уместен на занятии по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком произведение, а затем показать картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Трёхкратное повторение: 3 сына, 3 сестрицы, три медведя, 3 раза невод закинул старик, Триглазка.

Повторы: Бежит-бежит не выбежит, течёт-течёт не вытечет, скоро-скоро.

Забавные прозвища: Мышка-норушка, лягушка-квакушка.

Противостояния: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость

Почти во всех сказках счастливый конец.

Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

Встречается число 7: 7 семионов, Цветик-семицветик, «Волк и семеро козлят», «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Репка» (7 персонажей)

    Поставь ударение в выделенных словах.

Говорят о туфлях

Педсовет «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Ольга Степанова
Педсовет «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Тема: «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Цель: Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой. Развивать творчество педагогов.

Подготовка к педагогическому совету:

1. Тематическая проверка: «Ознакомление дошкольников с литературой»

2. Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок книги? »

3. Открытый просмотр НОД «Беседа по сказке «Волк и семеро козлят» во второй младшей группе – Скуратова О. А. и «Заучивание стихотворения Ю. Кушакова «Олененок» в средней группе – воспитатель Бехтянова Н. С.

1. Вступительное слово.

2. Ознакомление со справкой тематической проверки

3. Анализ открытых занятий

4. Консультация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

1. Вступительное слово

Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, наш век информатизации отношения детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Планшет заменил ребенку книгу. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не учится думать и делать выводы.

В художественной литературе, в поэтических образах открывается ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение не приходит само собой его нужно развивать с раннего детства. Поэтому мы, педагоги должны учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Дети – дошкольники это слушатели, а мы взрослые доносим до них художественное произведение. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

2. Ознакомление со справкой по тематическому контролю.

3. Анализ открытых занятий.

1. Какие литературные жанры вы знаете? (рассказ, стихотворение, сказка, легенда, предание, ода, повесть, роман, былина, загадка, потешка, считалка, пословица, басня и т. д.) .

2. Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (можно, если они небольшого содержания. Объединить их по принципу тематического единства)

3. Надо ли объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятные слова во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. В некоторых случаях детей необходимо подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то и эти слова или выражения лучше объяснить.)

4. Когда лучше начать показ иллюстраций на занятиях по ознакомлению с художественной литературой? (Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрированное, чтение можно сопровождать показом рисунков. При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать произведение целиком, а затем показать картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассмотрения.

5. Какие особенности сказок вы знаете? (Трехкратное повторение: 3 сына, 3 сестрицы, 3 медведя, 3 раза закинул старик невод. Повторы: Бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, скоро-скоро. Забавные прозвища: Мышка-норушка, лягушка-квакушка. Противостояния: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость. Почти во всех сказках счастливый конец. Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы. В сказках часто встречается число 7: 7 семионов, цветик-семицветик, «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Репка» (7 персонажей) .

6. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.

Говорят о туфлях

Был виден издали

Лиса была голодна

Источники: http://parohod.kg/jemocionalnoe-razvitie-doshkolnika/urokirazvitjarechi/2631-zadachi-hudozhestvenno-rechevoy-deyatelnosti-doshkolnikov.html, http://pandia.ru/text/80/083/57020.php, http://www.maam.ru/detskijsad/pedsovet-hudozhestveno-rechevoe-razvitie-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Поздравление месяцем жизни ребенка

    Сегодня месяц вашей крошке! Конечно, вырос он (выросла) далее...

    Игры на логику и мышление для детей

    развивающие игры для детей далее...

    Сложные поделки из картона своими руками

    Сделай сам своими руками, поделки, далее...

    Короткие интересные сказки детей

    Вам нравиться читать короткие сказки далее...

    Исследование отношения родителей детей

    Диагностика детско-родительских отношений Семья – один из далее...

    Развлечения детей детских садах

    Развлечение в детском саду летом Летние далее...

    Развивающие игрушки 11 лет

    Развивающие игры для школьников далее...

    Презентации для детей дошкольного возраста вики

    Вики презентация для далее...

    Угостить детей детском саду

    Чем угостить детей в детсаде на ДР далее...

    Популярные статьи