Роль сказок в познавательном развитии дошкольников

Роль сказки в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Шорохова Юлия Рафаэльевна

Организация: МБДОУ № 46

Населенный пункт: Красноярский край, г. Канск

Сказка играет большую роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Она увлекает и доступно объясняет окружающую жизнь людей и их поступки. Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми. Через сказку ребенок развивает свои интеллектуальные, творческие способности.

Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда речь идет о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, то имеется в виду, что эту область нужно связать с окружающей жизнью, чтобы детям было понятно. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математика находится на самой поверхности («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» и т.д.). В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения познавательной задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. И сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне.

При организации образовательной деятельности я основываюсь на включении сюжетов разных сказок в занятия по формированию элементарных математических представлений. Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса. Происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения, а поиск разнообразных методов и приемов организации образовательного процесса способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики. На занятиях я использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Организуя образовательную деятельность в области «Познавательное развитие», я разработала цикл занятий «Сказочная математика». Так например, конспект непосредственно образовательной деятельности из цикла занятий основан на мультфильме «Маша и медведь».

Тема непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Спасем Машу».

Образовательная область: познавательное развитие (интеграция ОО: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)

- продолжать учить решать простые арифметические задачи;

- упражнять в счёте в пределах 10;

- закреплять знания детей о геометрических фигурах;

- закреплять умение ориентироваться на местности;

- применять имеющиеся знания в игровой ситуации;

- упражнять в умении анализировать, делать выводы.

- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания;

- развивать логическое мышление;

- развивать инициативу, организаторские способности.

- воспитывать самостоятельность, умение принимать учебную задачу;

- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа: решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия с математическим содержанием. Оборудование: магнитная доска, наборы цифр от 1 до 10, наборы заданий (по количеству детей), карандаши, набор геометрических фигур, классики, канат, схемы «танграм», обручи, диск с записью песни из мультфильма «Маша и медведь», «волшебные сундучки» с заданиями, план-схема, шляпа.

В ходе занятия обыгрывается проблемная ситуация: Маша одела шапку-невидимку, а чтобы ей снова стать видимой, нужно произнести слова, которые она забыла. Детям предлагается помочь найти эти слова и произнести их вслух. Для поиска предлагается карта, на которой указаны тайники, в которых спрятаны слова. В этом случае ребенку предлагается показать свои умения ориентироваться, дойти до тайника определенным образом. Организуется «открытое» обсуждение разных вариантов пути, в результате которого, из множества способов дети выбирают «правильный» и выполняют задание.

Таким образом, в одном занятии была охвачена большая область знаний: ориентирование, знание геометрических фигур, логические задания (с использованием схем, игра «четвертый лишний»), решение простых арифметических задач, повторение числового ряда в пределах десяти. В течение всего занятия дети были заинтересованы в выполнении заданий, процесс поиска был для них игрой, в течение которой они

выполнили много заданий. Также большое значение имеет то, что дети учатся сопереживать, помогать друг другу в трудной ситуации, работать в коллективе.

Таким образом, включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности. Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность каждого ребенка.

Список используемой литературы.

* Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду . Методическое письмо. - М. 1945 г.

* Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

* Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . -М. Просвещение 1989 г.

* Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников ,- М. Просвещение 1992г.

* Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игры дошкольника» М. Просвещение 1966г. стр. 216-220.

Опубликовано: 30.09

Роль сказки в воспитании детей

Поделиться Роль сказки в воспитании детей

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни чада и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины поступки и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки. Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учиться сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же сказочную историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказку для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии. которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Малыш будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это – бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают фантазию и интеллект.

Какие сказки Вы предпочитаете читать своим детям?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Роль сказки в жизни дошкольника

«Сказка - ложь, да в ней намёк. »

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М. Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М. АРКТИ, 2003.-72с.

Источники: http://www.adou.ru/conference_notes/55, http://rearchildren.ru/stati/rol-skazki-v-vospitanii-detej/, http://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Полное обследование детей в чебоксарах больницы

    Рейтинг клиники: 3.2 Открыть карту На карте далее...

    Игры для детей 1 2

    Обратная связь Развивающие игры для далее...

    Развивающая игрушка fisher price пирамидка

    Купить Развивающая игрушка Fisher-Price далее...

    Ребенку 1 год поздравления родителям девочки

    Поздравления для родителей с далее...

    Характеристика методов обучения детей физическим упражнениям

    Развитие и воспитание дошкольников Практические далее...

    Поздравления ребенку 1 год девочке в прозе

    Поздравления с днем рождения далее...

    Оформление сада поделками своими руками

    Если у вас есть идеи, как оборудовать далее...

    Поздравление ребенка с полгодиком

    Поздравление с полгодиком ребенку, внуку, внучке, девочке, далее...

    Скворечник пластиковой бутылки своими руками

    Скворечник из бутылки Красивые скворечники в далее...

    Популярные статьи