Нормы психического развития ребенка

Нормы эмоционального, психического и умственного развития новорожденного, грудного ребенка до года

Мы поговорим о нормах эмоционального, психического и умственного развития ребенка в первый год его жизни. Очень важно вовремя распознать возможные отклонения в состоянии здоровья малыша, помочь ему догнать в развитии сверстников, а также исправить некоторые дефекты, вызванные тем или иным заболеванием (рахитом, нарушениями неврологического характера, заболеваниями органов дыхания).

К концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животе, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положении он чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гулит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизив лицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеется всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояние нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.

Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.

В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными. Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их из рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

В девять-десять месяцев с ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обо всем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с нее.

В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев — это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения — вы уже не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия: он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.

Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела при рождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровый доношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г, в три-четыре месяца — до 2500 г.

Возрастные нормы психического развития для детей от 1-3 лет (Мюнхенская методика)

Возрастные нормы психического развития для детей от года до трех лет (Мюнхенская методика):
(речевое развитие, перцепция, навыки и умения, моторика)
Для детей от года до трех лет (данные - в месяцах).

Моторика
Делает 3 шага вниз по ступенькам без поддержки - 45 мес.
Прыгает через линию шириной 20 см. не задевая ее – 40
Ловит мяч на расстоянии двух метров - 43
Спускается на три ступеньки вниз, придерживаясь одной рукой – 37
Катается на трехколесном велосипеде - 36
Стоит на одной ноге 2 секунды без поддержки – 31 мес.
Прыгает вперед, не падая – 30
Может подпрыгнуть на месте, не упав – 28
Делает 5 шагов на цыпочках без поддержки – 27
Придерживаясь одной рукой, стоит на одной ноге 3 сек. – 26
Придерживаясь одной рукой, спускается на три ступеньки приставными шагами – 21
Залазит и слазит со стула без помощи – 19,5
Делает три шага назад - 19
Залазит и слазит с дивана без помощи – 18
Идет и несет двумя руками мяч – 17
Делает самостоятельно три шага - 16
Стоит не менее 2 секунд без поддержки - 15
Ходит, придерживаясь одной рукой - 14
Карабкается на одну ступеньку – 13,5
Делает несколько шагов вдоль мебели – 12,5
Поднимается в вертикальное положение и стоит несколько секунд – 11,5

Навыки и умения (самостоятельность)
Сам одевает штанишки – 42
В течение дня, как правило, сухой – 41
Иногда остается в течение дня сухим – 37
Самостоятельно расстегивает большие пуговицы – 35
Моет руки с мылом и вытирает их – 34
Одевает тапочки – 31
Ест ложкой, не пачкаясь – 28
Интересуется действиями взрослых - 27
Снимает с себя расстегнутую кофточку – 26
Старается вытирать руки – 25
Размешивает жидкость чайной ложкой в чашке – 23
Направляет ручки под струю воды из крана – 21
Самостоятельно пьет из чашки – 20
Движениями тела помогает одеваться – 13,5
Аккуратно пьет из кружки, которую поддерживают – 12
Берет и съедает кусочки хлеба – 11
Стягивает шапку с головы - 10

Мелкая моторика
Рисует замкнутый круг - 43
Рисует горизонтальную и вертикальную линию -42
Делает из пластилина валик (цилиндр)- 40
Имитирует движения при письме - 39
Разрывает бумагу встречными движениями рук -38
Разрезает бумагу ножницами (два надреза) - 36
Раскручивает и закручивает крышку на бутылочке - 32
Нанизывает бусину- 30
Складывает спички в коробочку - 22
Рисует штрихи с закругленными концами - 21
Нанизывает на стержень пирамиды 2 кольца - 17
Рисует точки и штрихи на бумаге -15,5
Кидает 2 шайбочки в банку – 14,5
Переворачивает страницы книги – 13,5
Рукой возит машинку туда-сюда – 13
Подбирает мелкие предметы выпрямленным большим и указательным пальцами – 11,5
Постукивает горизонтально кубиком по кубику – 11
Снимает кольцо с руки – 10,5

Понимание взаимосвязей (перцепция)
Из четырех кубиков составляет квадрат - 38
Делает мост из трех кубиков – 35
Сортирует три из четырех кубиков по цвету - 32
Составляет ряд из 5 кубиков - 29
Складывает квадрат, треугольник, и круг в форму – 28
Кладет спичку в открытую коробку – 23
Вытряхивает предмет из бутылочки (коробочки) – 22
Находит предмет под одной из двух пасочек – 20
Использует указательный жест – 17
Вставляет маленькую пасочку в большую – 18
Закрывает баночку крышечкой – 14,5
Подтягивает к себе игрушку за шнурок – 14
Следит за направлением по указательному жесту – 13
Находит предмет под пасочкой - 12

Активная речь
Подбирает антонимы к двум (из трех) прилагательных (горячий, светлый, грязный) – 51
Говорит первые предложения из шести слов – 48
Использует слово почему? - 44
Используем местоимения мне , тебе - 39
Использует числительное два - 38
Говорит первые предложения из четырех слов – 36
Говоря о себе, использует местоимение Я - 34
Говорит первые предложения из трех слов – 32
Говоря о себе, использует свое имя – 31
Говорит первые предложения из двух слов -26
Может вербвльно отклонить требование - 25
Повторяет знакомые слова – 23
Выражает желание словами дай , ам-ам - 22
Называет предмет по просьбе – 21
Подтягивает детскую песенку – 18
Произносит три осмысленных слова – 16,5
Произносит два осмысленных слова - 15
Использует слова мама и папа отлько по отношению к людям – 14,5
Выражает желание отдельными звуками, например ам - 13,5
Говорит двойные или одинарные слоги со смыслом - 12
Говорит слоги (ма-ма, та, тя) без смысла - 11

Понимание речи
Дважды верно показывает самую длинную линию из трех - 45
Знает свой пол – 43
По просьбе взрослого показывает подбородок – 39
Знает понятие легкий , может указать на более легкий предмет – 36
Понимает вопрос что ты делаешь ложкой? - 35
Понимает 2 из четырех слов – на, под, возле, сзади – 33
Показывает по просьбе взрослого свои руки – 29
Знает понятие большой , может указать на более крупный предмет – 28
Знает понятие холодный - 27
Показывает 3 части тела – 24
Выполняет просьбу подними куклу и положи ее на стол - 21
Показывает свой живот – 20
По просьбе открывает баночку – 18
Ищет свою бутылочку или чашку, когда идет речь о еде – 16
Ищет по просьбе предмет, с которым только что игрался – 15
Выполняет просьбу иди сюда , дай мне - 14
Реагирует на похвалу или запрет – 12,5
Оборачивается, когда родители называют его имя – 11,5
Ищет по просьбе взрослого маму или папу - 11

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Психическое развитие ребенка 2 года должно соответствовать нормам, устанавливаемым специалистами. К двум годам ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве, пытается говорить не словами, а фразами. Многие родители имеют возможность отдать его в детских садик. Ребенок уже с уверенностью отличает цвета, общается с ровесниками и с удовольствием проводит время на горке и песочнице во время прогулки. Он может кататься на велосипеде и машине, отталкиваясь от земли.

Ребенок в два года узнает и называет всех своих родственников и может играть с ними в различные игры. Как правило, игры детей 2 лет совершенно невинны и просты. Они любят играть в машинки, куклы, складывать кубики, читать вместе с родителями и родственниками книжки, а также осваивать кухонную утварь. В два года дети очень любят играть с водой, часами переливая ее из ведра с банку и обратно. Ребенок пытается в два года самостоятельно одеваться и есть. Очень важно до этого возраста отучить ребенка от памперсов и полностью приучить к горшку или туалету. Тем более, что с момента отправления в детский сад все памперсы исключаются.

Если есть в семье возможность, то очень важно начать посещать специально разработанные занятия с ребенком 2 года. Есть специальные детские центры, которые регулярно приглашают детей и их родителей на занятия по развитию детей в возрасте до пяти - шести лет. Чтобы речь ребенка 2 лет развивалась правильно, необходимо постоянно разговаривать с ним и обязательно приводить в места, где играют и общаются дети его возраста. Ребенок должен привыкнуть к обществу и постепенно изучать новые слова, которые важно произносить правильно. Каждый ребенок в 2 года обучение проходит согласно своему уровню развития. Кто-то быстрее начинает говорить, общаться со сверстниками и играть в активные игры. А есть дети, которые не сразу начинают хорошо говорить, общаться и включаться в активные игры.

Развитие ребенка на любом этапе напрямую зависит от взрослых. Если родители активно поддерживают своего двухлетнего непоседу и помогают ему в развитии, используя все известные средства, то развитие гармоничной личности обеспечено. Не стоит забывать о том, что в два года ребенок должен уже многое знать и уметь. Как правило, это происходит интуитивно, но родители должны в точности знать, какими навыками должен обладать их ребенок в данной возрастной категории. Вся информация уже есть в книгах, написанных специально для родителей или у наблюдающего врача и психолога, которых всегда можно спросить об этом и получить квалифицированную консультацию.

Источники: http://www.7gy.ru/rebenok/normy/316-normy-razvitija-novorozhdennogo-grudnogo-rebenka.html, http://detky.in.ua/razvitie-rebenka/razvitie-i-vospitanie/481-vozrastnye-normy-psihicheskogo-razvitiya-dlya-detey-ot-1-3-let-myunhenskaya-metodika.html, http://stranadetstva.ru/normy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-2-x-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Индивидуальное развитие детей раннего возраста

    Занятия для раннего дошкольного возраста В этом разделе нашего сайта далее...

    Зарядка телефона убила ребенка

    Упавший в ванну телефон далее...

    Вязание крючком манишка детей

    Вязание манишки для далее...

    Сценарий праздника кино для детей

    Сценарий к фестивалю «Про кино» Стремятся посещать кино. Кинематограф мы все далее...

    3Д поделки из бумаги

    3D картины из бумаги На первый взгляд далее...

    Детская презентация права ребенка

    Детские права Гук Максим 9 лет, г. Оренбург, РФ Есть далее...

    Лепка пластилин в начальной школе

    Лепим сами своими руками в далее...

    Интересно детям про италию

    Интересные факты об Италии О ярком и далее...

    Развлечения в самолете для детей

    Когда предстоит лететь далее...

    Популярные статьи