Нормы психического развития ребенка

Нормы эмоционального, психического и умственного развития новорожденного, грудного ребенка до года

Мы поговорим о нормах эмоционального, психического и умственного развития ребенка в первый год его жизни. Очень важно вовремя распознать возможные отклонения в состоянии здоровья малыша, помочь ему догнать в развитии сверстников, а также исправить некоторые дефекты, вызванные тем или иным заболеванием (рахитом, нарушениями неврологического характера, заболеваниями органов дыхания).

К концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животе, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положении он чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гулит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизив лицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеется всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояние нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.

Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.

В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными. Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их из рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

В девять-десять месяцев с ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обо всем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с нее.

В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев — это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения — вы уже не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия: он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.

Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела при рождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровый доношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г, в три-четыре месяца — до 2500 г.

Возрастные нормы психического развития для детей от 1-3 лет (Мюнхенская методика)

Возрастные нормы психического развития для детей от года до трех лет (Мюнхенская методика):
(речевое развитие, перцепция, навыки и умения, моторика)
Для детей от года до трех лет (данные - в месяцах).

Моторика
Делает 3 шага вниз по ступенькам без поддержки - 45 мес.
Прыгает через линию шириной 20 см. не задевая ее – 40
Ловит мяч на расстоянии двух метров - 43
Спускается на три ступеньки вниз, придерживаясь одной рукой – 37
Катается на трехколесном велосипеде - 36
Стоит на одной ноге 2 секунды без поддержки – 31 мес.
Прыгает вперед, не падая – 30
Может подпрыгнуть на месте, не упав – 28
Делает 5 шагов на цыпочках без поддержки – 27
Придерживаясь одной рукой, стоит на одной ноге 3 сек. – 26
Придерживаясь одной рукой, спускается на три ступеньки приставными шагами – 21
Залазит и слазит со стула без помощи – 19,5
Делает три шага назад - 19
Залазит и слазит с дивана без помощи – 18
Идет и несет двумя руками мяч – 17
Делает самостоятельно три шага - 16
Стоит не менее 2 секунд без поддержки - 15
Ходит, придерживаясь одной рукой - 14
Карабкается на одну ступеньку – 13,5
Делает несколько шагов вдоль мебели – 12,5
Поднимается в вертикальное положение и стоит несколько секунд – 11,5

Навыки и умения (самостоятельность)
Сам одевает штанишки – 42
В течение дня, как правило, сухой – 41
Иногда остается в течение дня сухим – 37
Самостоятельно расстегивает большие пуговицы – 35
Моет руки с мылом и вытирает их – 34
Одевает тапочки – 31
Ест ложкой, не пачкаясь – 28
Интересуется действиями взрослых - 27
Снимает с себя расстегнутую кофточку – 26
Старается вытирать руки – 25
Размешивает жидкость чайной ложкой в чашке – 23
Направляет ручки под струю воды из крана – 21
Самостоятельно пьет из чашки – 20
Движениями тела помогает одеваться – 13,5
Аккуратно пьет из кружки, которую поддерживают – 12
Берет и съедает кусочки хлеба – 11
Стягивает шапку с головы - 10

Мелкая моторика
Рисует замкнутый круг - 43
Рисует горизонтальную и вертикальную линию -42
Делает из пластилина валик (цилиндр)- 40
Имитирует движения при письме - 39
Разрывает бумагу встречными движениями рук -38
Разрезает бумагу ножницами (два надреза) - 36
Раскручивает и закручивает крышку на бутылочке - 32
Нанизывает бусину- 30
Складывает спички в коробочку - 22
Рисует штрихи с закругленными концами - 21
Нанизывает на стержень пирамиды 2 кольца - 17
Рисует точки и штрихи на бумаге -15,5
Кидает 2 шайбочки в банку – 14,5
Переворачивает страницы книги – 13,5
Рукой возит машинку туда-сюда – 13
Подбирает мелкие предметы выпрямленным большим и указательным пальцами – 11,5
Постукивает горизонтально кубиком по кубику – 11
Снимает кольцо с руки – 10,5

Понимание взаимосвязей (перцепция)
Из четырех кубиков составляет квадрат - 38
Делает мост из трех кубиков – 35
Сортирует три из четырех кубиков по цвету - 32
Составляет ряд из 5 кубиков - 29
Складывает квадрат, треугольник, и круг в форму – 28
Кладет спичку в открытую коробку – 23
Вытряхивает предмет из бутылочки (коробочки) – 22
Находит предмет под одной из двух пасочек – 20
Использует указательный жест – 17
Вставляет маленькую пасочку в большую – 18
Закрывает баночку крышечкой – 14,5
Подтягивает к себе игрушку за шнурок – 14
Следит за направлением по указательному жесту – 13
Находит предмет под пасочкой - 12

Активная речь
Подбирает антонимы к двум (из трех) прилагательных (горячий, светлый, грязный) – 51
Говорит первые предложения из шести слов – 48
Использует слово почему? - 44
Используем местоимения мне , тебе - 39
Использует числительное два - 38
Говорит первые предложения из четырех слов – 36
Говоря о себе, использует местоимение Я - 34
Говорит первые предложения из трех слов – 32
Говоря о себе, использует свое имя – 31
Говорит первые предложения из двух слов -26
Может вербвльно отклонить требование - 25
Повторяет знакомые слова – 23
Выражает желание словами дай , ам-ам - 22
Называет предмет по просьбе – 21
Подтягивает детскую песенку – 18
Произносит три осмысленных слова – 16,5
Произносит два осмысленных слова - 15
Использует слова мама и папа отлько по отношению к людям – 14,5
Выражает желание отдельными звуками, например ам - 13,5
Говорит двойные или одинарные слоги со смыслом - 12
Говорит слоги (ма-ма, та, тя) без смысла - 11

Понимание речи
Дважды верно показывает самую длинную линию из трех - 45
Знает свой пол – 43
По просьбе взрослого показывает подбородок – 39
Знает понятие легкий , может указать на более легкий предмет – 36
Понимает вопрос что ты делаешь ложкой? - 35
Понимает 2 из четырех слов – на, под, возле, сзади – 33
Показывает по просьбе взрослого свои руки – 29
Знает понятие большой , может указать на более крупный предмет – 28
Знает понятие холодный - 27
Показывает 3 части тела – 24
Выполняет просьбу подними куклу и положи ее на стол - 21
Показывает свой живот – 20
По просьбе открывает баночку – 18
Ищет свою бутылочку или чашку, когда идет речь о еде – 16
Ищет по просьбе предмет, с которым только что игрался – 15
Выполняет просьбу иди сюда , дай мне - 14
Реагирует на похвалу или запрет – 12,5
Оборачивается, когда родители называют его имя – 11,5
Ищет по просьбе взрослого маму или папу - 11

Нормы психического развития ребенка 2-х лет

Психическое развитие ребенка 2 года должно соответствовать нормам, устанавливаемым специалистами. К двум годам ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве, пытается говорить не словами, а фразами. Многие родители имеют возможность отдать его в детских садик. Ребенок уже с уверенностью отличает цвета, общается с ровесниками и с удовольствием проводит время на горке и песочнице во время прогулки. Он может кататься на велосипеде и машине, отталкиваясь от земли.

Ребенок в два года узнает и называет всех своих родственников и может играть с ними в различные игры. Как правило, игры детей 2 лет совершенно невинны и просты. Они любят играть в машинки, куклы, складывать кубики, читать вместе с родителями и родственниками книжки, а также осваивать кухонную утварь. В два года дети очень любят играть с водой, часами переливая ее из ведра с банку и обратно. Ребенок пытается в два года самостоятельно одеваться и есть. Очень важно до этого возраста отучить ребенка от памперсов и полностью приучить к горшку или туалету. Тем более, что с момента отправления в детский сад все памперсы исключаются.

Если есть в семье возможность, то очень важно начать посещать специально разработанные занятия с ребенком 2 года. Есть специальные детские центры, которые регулярно приглашают детей и их родителей на занятия по развитию детей в возрасте до пяти - шести лет. Чтобы речь ребенка 2 лет развивалась правильно, необходимо постоянно разговаривать с ним и обязательно приводить в места, где играют и общаются дети его возраста. Ребенок должен привыкнуть к обществу и постепенно изучать новые слова, которые важно произносить правильно. Каждый ребенок в 2 года обучение проходит согласно своему уровню развития. Кто-то быстрее начинает говорить, общаться со сверстниками и играть в активные игры. А есть дети, которые не сразу начинают хорошо говорить, общаться и включаться в активные игры.

Развитие ребенка на любом этапе напрямую зависит от взрослых. Если родители активно поддерживают своего двухлетнего непоседу и помогают ему в развитии, используя все известные средства, то развитие гармоничной личности обеспечено. Не стоит забывать о том, что в два года ребенок должен уже многое знать и уметь. Как правило, это происходит интуитивно, но родители должны в точности знать, какими навыками должен обладать их ребенок в данной возрастной категории. Вся информация уже есть в книгах, написанных специально для родителей или у наблюдающего врача и психолога, которых всегда можно спросить об этом и получить квалифицированную консультацию.

Источники: http://www.7gy.ru/rebenok/normy/316-normy-razvitija-novorozhdennogo-grudnogo-rebenka.html, http://detky.in.ua/razvitie-rebenka/razvitie-i-vospitanie/481-vozrastnye-normy-psihicheskogo-razvitiya-dlya-detey-ot-1-3-let-myunhenskaya-metodika.html, http://stranadetstva.ru/normy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-2-x-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Поделка клоун на детскую площадку

    ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ Давай превратим празднование Нового далее...

    Большие резиновые игрушки для детей животные

    Развитие эмоционального мира ребенка невозможно далее...

    Дошкольный дидактический материал занятиях

    Дидактический Материал Для Дошкольников далее...

    Поделки своими руками ру

    18:39, 8 Июль 2016 Мастер-класс далее...

    Подготовка к школе чебоксары

    Подготовка к школе, Чебоксары Вероятно, многие родители будущих первоклассников задаются далее...

    Умный парник из пластиковых бутылок своими руками

    Теплица из пластиковых бутылок С реднестатистическая далее...

    Режим питания ребенка 9 лет

    Правильное питание детей 9 лет Питание детей 9 лет далее...

    Психокоррекционная помощь детям с нарушениями эмоциональной сферы

    Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями далее...

    Детские развивающие игрушки от 6 месяцев

    Лучшие игрушки для далее...

    Популярные статьи