Развитие идей дошкольной педагогики

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки имеет определенные этапы. Условно их можно разделить следующим образом.

Эмпирический этап развития педагогики

Начиная с древнейших времен, человечество накапливало опыт воспитания и обучения детей.

1 стадия – зарождение первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов – Демокрита, Сократа и др. (IV–III вв. до н.э.). В частности, Демокрит большое значение уделял идеям развития разума и мудрости у подрастающего поколения, софисты при этом обращали внимание на формирование умений мыслить и говорить. Сократ предложил для этого вопросно-ответный (сократический) метод обучения.

Аристотель говорил о необходимости освоения знания и опыта предшествующих поколений и выдвинул идею о всестороннем развитии личности (учение о дианоэтических добродетелях). При этом он писал о том, что в возрасте до 5 лет решающее значение во всестороннем развитии ребенка имеют игра и развитие речи, вопросы укрепления физического здоровья ребенка.

На Востоке эти идеи вылились в концепцию идеального человека – не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Акцент делался на необходимость всестороннего физического и духовного развития детей, формирования у них таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и смелость.

На следующей, 2 стадии. педагогическая мысль развивалась в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма. На Западе она формировалась в основном через обобщение опыта афинского и спартанского воспитания, школ греческой культуры, позднее – системы иезуитского и христианско-католического образования.

Развитие идей воспитания и обучения детей в основном сместилось с философского на религиозный аспект, и транслировалось через церковную проповедь. Благодаря этому в Средние века наибольшее распространение получили идеи нравственного развития и воспитания. В этом отношении следует выделить труды святителя Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, И. Златоуст предупреждал о необходимости противопоставления методам авторитарного давления на личность ребенка совета, увещевания и предостережения, а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого педагога: к энциклопедичности его образования и умению выстраивать простые и искренние отношения с детьми.

С другой стороны, это время – период активного формирования понятийно-терминологического поля как общей, так и дошкольной педагогики. Так, по данным И. И. Срезневского (1895), около 400 слов церковнославянского языка стали впоследствии терминами. До XVII в. их педагогическое значение было второстепенным, а уже с XVII в. стало главным и единственным. Например, слово воспитание потеряло свое первоначальное значение ( взращивание , вскармливание ) и осталось в языке как педагогический термин (воспитание умственное, нравственное и т.д.). Так, Поучение Златоуста в сборнике XVI в. называлось О вскормлении детей , а в начале XVII в. – уже О воспитании чад .

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль зародилась в XVII в. Это было связано с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в странах западной Европы, в России и на Востоке.

1 стадия – развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения – в их основу легла идея воспитания гармонично развитой личности, которая обладает физическим и духовным совершенством, умеет ценить жизнь. В связи с этим было обращено внимание на естественность земных радостей и чувственных наслаждений в процессе воспитания детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, был сделан акцент на созидающую функцию личности. Поэтому знания стали рассматриваться как инструменты создания и преобразования мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали при этом важность систематического и постоянного учения и самообразования.

2 стадия – становления и развития дошкольной педагогики в эпоху Нового времени. Большую роль в этом сыграли оптимистический взгляд на природу ребенка, заложенный эпохой Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци и др.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности Я. А. Коменского, принцип культуросообразности А. В. Дистервега), выделены направления (физическое, умственное и нравственное воспитание и др.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (естественный метод образования Я. А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и др. описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и др.).

3 стадия – становление общественной системы дошкольного воспитания и образования под влиянием идей Просвещения. Огромная заслуга в этом принадлежит дошкольным учреждениям Франции, создавшим систему материнских школ для маленьких детей, воплотившим идеи семейного воспитания в практике общественного воспитания. Разработанная тогда под руководством П. Кергомар программа воспитания применяется и в настоящее время (с небольшими изменениями). В это же время идет интенсивная разработка педагогических теорий (теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо и др.) и авторских педагогических систем (Ф. Фребеля, М. Монтессори и др.), которые были реализованы в детских садах Германии и др. странах Европы. Создаются ассоциации воспитателей.

Общественная педагогическая мысль в России также развивалась под влиянием идей Нового времени и европейского Просвещения – как писала Е. Н. Водовозова, новые идеи, внесенные в русское общество литературою и правительством , появились во время царствования Екатерины Второй. Они были связаны с распространением и анализом произведений европейских мыслителей и педагогов: Великой дидактики Я. А. Коменского, Мыслей о воспитании Д. Локка, Как Гертруда учит детей , Книга для матерей И. Песталоцци и др.

В этот период формулируются педагогические идеалы российского общества – формирующиеся в это время педагогические сообщества и периодика начинают ориентироваться на воспитание нового поколения с более гуманными принципами, с более культурными задатками (И. И. Бецкой, Е. О. Гугель и др.). Особенностью русской дореволюционной педагогики стало то, что цель воспитания выводилась из трех начал – православия, самодержавия и народности – и ясного понимания того, что молодое поколение надо воспитывать для общества . Большое значение придается умственному и нравственному воспитанию, подчеркивается роль игр детей и двигательной активности (труды К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, И. А. Сикорского и др.).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Становление и развитие дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов-классиков

История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я.А.Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Он считал, что знания должны приносить практическую пользу в жизни.

В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.

Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализирован практику подготовки детей к жизни, Я.А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654)Я.А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.

С научных трудов Я.А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.

Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.

В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.

Ж.-Ж.Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

У Ж.-Ж.Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - естественное воспитание.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком - таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества.

Copyright 2016 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.

Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.

XIX в. отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Источники: http://studme.org/1816111717815/pedagogika/stanovlenie_razvitie_doshkolnoy_pedagogiki_kak_nauki, http://www.pedagogyflow.ru/flowens-532-1.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26749-stanovlenie-i-razvitie-doshkolnoy-pedagogiki-kak-nauki.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Новых обстоятельствах дети самостоятельно

    Создание условий для самостоятельной далее...

    Особенности познавательной деятельности младшего школьного возраста

    Особенности учебно - познавательной деятельности детей младшего далее...

    Аудиокниги для детей про животных

    Толстой Лев Николаевич далее...

    Пряничный домик из картона поделка

    Новогодняя игрушка пряничный домик своими руками Новогодние поделки далее...

    Список литературы творческие способности детей

    Творческие способности детей младшего далее...

    Развитие фонематического слуха старших дошкольников

    развитие фонематического слуха далее...

    Размеры новорожденного ребенка для вязания

    Таблица размеров для новорожденного далее...

    Смотреть самых маленьких детей

    Мультики для самых маленьких мы с далее...

    Познавательное развитие дошкольника соответствии фгос

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС далее...

    Популярные статьи