Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста

Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем воспитания любви и уважения к матери

15 февраля 2014

Первоначальное познание ребенком мира связано с познанием человека и, прежде всего, матери. Образ матери является символом мира и дружбы, тепла и любви, нежности и заботы, человечности и простоты. Именно поэтому слово о матери становится основным, стержневым вопросом нравственного воспитания дошкольников. В дошкольные годы. Когда формируются основные черты личности, роль матери, как воспитателя, особенно велика.

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране тяжело ударила по большей части населения и прежде всего по семье. Общество и государство оказались не подготовленными к масштабу социально-экономических преобразований, которые были вызваны непродуманными реформами. В результате чего резко выросло число кризисных семей и детей»группы риска».

На 1 декабря 2012 года в Российской Федерации действовало 1365 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитация, 875 стационарных учреждения для несовершеннолетних, 540 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Из 800 тысяч сирот – 94% имеют живых родителей. Это дети, которые уходят из дома или попадают в приюты из-за жестокого обращения в семье.

Существует проблема и в нашем поселке: нехватка рабочих мест, низкие семейные доходы, миграционные потоки. отсутствуют многопоколенные семьи. Население молодое, семьи в основном с одним ребенком. Нехватка рабочих мест, низкие семейные доходы, большая миграция, утрата ребенком дружественной ему социально- позитивной образовательной среды, безработица родителей в сочетании с ранее проявившейся зависимостью от алкоголя, -все это порождает к вынужденному безделью и объективно приводит к криминальным поступкам. Отсюда изменились нравственные ориентиры, изменилось отношение к пожилым людям, в частности к матери.

Данный набор проблем свидетельствует о том, что этих детей объединяет сходство неблагополучных, психологических. материальных и нравственных условий в семье. Родители заботятся о материальном благополучии и лишь утрированно внимательны к своему чаду, однако недостаток любви и тепла порождают у ребенка душевный конфликт, тревогу. Отсюда враждебность, агрессивность, бунт или полное неподчинение.

Работая в детском саду, на протяжении нескольких лет наблюдаю капризы, упрямство, грубость детей в разговорах с мамой, требование своих желаний. Часто родители не замечают, что их отношения с детьми строятся неправильно. Эти факты заставляют задуматься – почему малыш так ведет себя с мамой, что способствует таким негативным проявлениям ребенка, а также как устранить имеющиеся недостатки во взаимоотношениях между родителями и ребенком.

Путем комплексного обследования были получены данные о каждой семье, о степени ее социального, материального и психологического благополучия, проблемах и возможностях улучшения положения.

По результатам проведенной исследовательской работы можно отметить, что в большинстве семей отсутствуют проблемы взаимоотношений родитель – ребенок, родитель – родитель, что родители сами осознают это и готовы изменить ситуацию. Поэтому была разработана мною система работы с детьми всех возрастных по воспитанию любви и уважения к своей маме посредством русской народной культуры, в частности, устного народного творчества. Народная культура, фольклор, старинные обычаи являются выражением наших традиций, доступны, понятны, интересны детям, несут в себе добро, любовь, дают возможность их использования с раннего возраста .

Воспитание добрых чувств, деятельной любви к матери –одна из сложных современных педагогических проблем, и положительное ее решение во многом зависит от контакта с родителями. В системе работы предусмотрена возможность коррекции детско-родительских отношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Работа осуществляется путем организации тренингов, совместных игровых занятий с детьми, досуга, творческих встреч и т. д

Анализируя результаты проделанной работы, можно отметить положительную динамику чувственных отношений детей и родителей, перемену их взаимоотношений, более внимательное и бережное отношение к матери. Целенаправленная воспитательно-образовательная работа с детьми, комплексный поход. активные взаимодействия с родителями, педагогами и общественными организациями способствуют преодолению негативных последствий социально-экономического кризиса последнего десятилетия.

Автор:БурковаНадежда Леонидовна,
воспитатель высшей категории
МДОКУ детский сад комбинированного вида «Сказка»,
п. Левинцы, Оричевский район, Кировская область

Статья размещена в авторской редакции

Внимание!

Стартует новый конкурс!

Условия участия в конкурсе

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Информационные технологии в детском саду ДОУ

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - залог душевного здоровья

Любивая Г.Г. воспитатель МАДОО Д/с №17, г.Алексеевка Белгородской обл.

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно - нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка я уделяю игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Игра - источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Перед проведением игры я стараюсь рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

Благодаря проведению таких игр, я наблюдаю, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Любимый город», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Более рациональным методом в работе является использование словесно-образного метода, это - чтение литературных произведений воспитателем «Жил-был я», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

  • Беседы с элементами диалога «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • рассказы иллюстрациям;
  • наглядно-действенный:

- показ сказок; («Колобок», «Лиса и волк», «Теремок»)

- целевые прогулки и т.д.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Поэтому дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Опыт работы «Социально нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста» Ополяр Ирины Владимировны воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» - презентация

Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: Опыт работы «Социально нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста» Ополяр Ирины Владимировны воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Опыт работы «Социально нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста» Ополяр Ирины Владимировны воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»

2 «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» И.Ф. Харламов

3 Целью данной работы является изучение эффективных форм и методов, а также условий воспитания привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста. Объект данной работы ­ сам процесс социально нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Предмет изучения ­ наша деятельность, направленная на воспитание привычек социально-нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

4 Задачи: 1. Выявить сущность социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения как психолого-педагогического процесса; 2. Изучить программы воспитания детского сада; методы и формы воспитания привычек социально- нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста; 3. Разработать рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста по формированию привычек нравственного поведения.

5 Три основных варианта воспитательного воздействия: 1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая; 2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило. 3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

6 Таким образом, средний дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.

8 Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста, использовали следующие методы:

12 Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия: 1. Пример взрослых 2.Позитивный настрой. 3. Связь с семьей

13 Основные способы педагогического воздействия на детей: Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации Поощрение Пример для подражания Разнообразие словесных методов Разъяснение Беседа

14 Решение следующих задач: -развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

15 В ЫВОД. Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Источники: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/socialno-nravstvennoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-putem-vospitaniya-lyubvi-i-uvazheniya-k-materi.html, http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac164.htm, http://www.myshared.ru/slide/411350

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Методы формирования фонематического восприятия детей

    Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у далее...

    Схемы чайных домиков из картона

    Мастер-класс Поделка изделие далее...

    Перевод ребенка детский сад

    Наверно каждому из нас хоть далее...

    Невроз навязчивых состояний симптомы у детей

    Неврозы навязчивых состояний (движений) у детей: далее...

    Животные на английском для детей видео

    Животные -любимый объект далее...

    Развитие творческой индивидуальности детей

    Особенности развития творческой индивидуальности детей далее...

    Подготовка ребенка к операции

    Подготовка ребенка к далее...

    Сценарии для детей самые интересные

    Весёлые конкурсы для детей Для этого конкурса потребуется далее...

    Творческие способности детей младшего дошкольного возраста

    8 упражнений для развития творческих способностей Модное слово нынче далее...

    Популярные статьи