Показатели степени тяжести состояния у детей

16. Определение степени тяжести больного.

АННОТАЦИЯ.

Методические рекомендации посвящены кардиоинтервалографии - атравматичному методу исследования, позволяющему выявить особенности адаптационно-компенсаторных механизмов на уровне целостного организма. Показано информативное значение данного метода исследования в оценке реактивности и тяжести состояния детей при наиболее распространенных заболеваниях.

Разработка объективных методов оценки реактивности организма и степени тяжести состояния непосредственно у постели больного ребенка до настоящего времени продолжает оставаться исключительно важной проблемой педиатрии. Решение данной задачи особенно актуально применительно к контингенту детей раннего возраста. Именно у них, нередко, возникают трудности обследования в связи с отсутствием специальных адекватных объективных методик. Кроме того, наиболее распространенные заболевания, такие как пневмония, чаще встречаются в данной возрастной группе.

Существующие в настоящее время методы выявления особенностей реактивности и определения градаций тяжести состояния больных, в основном, базируются на субъективном анализе совокупности клинических симптомов, что во многом зависит от профессионального опыта и знаний врача. В последние годы предлагается использовать довольно сложные методы исследования и методики анализа (последовательный анализ Вальда, расчет математических показателей степени тяжести, метод распознавания образов и др.). Однако их применение в повседневной клинической практике является затруднительным. Кроме того, показатели, полученные с помощью указанных сложных методов, отражают преимущественно степень тяжести состояния больного в ретроспективном плане, поскольку на получение конечных результатов исследования требуется значительное количество времени. Что касается определения состояния реактивности, то в основном оно базируется на субъективных представлениях о том или ином звене адаптационно-компенсато! рных механизмов. В то же время, применение сложных биохимических, иммунологических, функциональных и других специальных методов для оценки реактивности возможно лишь в условиях специализированных клинических учреждений.

Сказанное свидетельствует о необходимости поиска принципиально новых подходов к решению указанной проблемы. На основании нашего многолетнего опыта и анализа данных литературы считаем, что в известной мере решение данного вопроса может быть реализовано с помощью метода кардиоинтервалографии (КИГ), обладающего высокой информативностью, атравматичностью, универсальностью в возрастном аспекте, не требующего дорогостоящей специальной аппаратуры и особой подготовки персонала.

В основе метода лежит математический анализ вариативности синусового сердечного ритма, как индикатора адаптационно-компенсаторной деятельности целостного организма. Использованию данного метода в педиатрии и посвящены настоящие методические рекомендации.

В педиатрической практике кардиоинтервалография может применяться в следующих целях:
  1. как скрининг-тест при массовых осмотрах для выявления детей с субклиническими и клиническими формами заболеваний;
  2. для характеристики исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности, что необходимо при определении варианта синдрома вегетативно-сосудистой дистонии, как правило, лежащей в основе большинства заболеваний у детей;
  3. для выявления особенностей реактивности организма при всех заболеваниях и состояниях, в возникновении которых имеет значение дисфункция вегетативной нервной системы (аллергические заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезии желудочно-кишечного тракта, функциональные кардиопатии);
  4. для оценки адекватности физических и психоэмоциональных нагрузок;
  5. для оценки степени тяжести состояния больного при таких заболеваниях, как ОРВИ, бронхит, пневмония и т. д.;
  6. для контроля за действием лекарственных препаратов и эффективностью проводимого лечения;
  7. для объективизации выбора рецептуры точек при проведении иглорефлексотерапии.

Методические рекомендации составлены сотрудниками Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР М. Б. Кубергом, Н. А. Белоконь, Е. А. Соболевой, Г. М. Чистяковым, В. Б. Ляликовой, А. В. Капустиным, Э. К. Осиповой, А. А. Чебуркиным, Г. Г. Осокиной, Ю. М. Белозеровым, В. С. Бариновой.

Критерии степени тяжести шока

библиографическое описание:
Критерии степени тяжести шока —.

Клиническая классификация

Шок I степени. Сознание сохранено, больной контактен, слегка заторможен. Систолическое артериальное давление (АД) превышает 90 мм ртутного столба, пульс учащен.

Шок II степени. Сознание сохранено, больной заторможен. Систолическое АД 90-70 мм ртутного столба, пульс 100—120 ударов в минуту, слабого наполнения, дыхание поверхностное.

Шок III степени. Больной адинамичен, заторможен, на боль не реагирует, на вопросы отвечает односложно. Кожные покровы бледные, холодные, с синюшным оттенком. Дыхание поверхностное, частое. Систолическое АД ниже 70 мм ртутного столба, пульс более 120 ударов в минуту, нитевидный, центральное венозное давление (ЦВД) равно нулю или отрицательное. Наблюдается анурия (отсутствие мочи).

Шок IV степени проявляется клинически как одно из терминальных состояний.

Комментарий к Правилам степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Российский центр СМЭ)

Критерии III степени шока: систолическое давление 50-70 мм рт. ст. индекс Альговера (отношение частоты пульса к величине систолического давления) более 1,2; дефицит ОЦК (объема циркулирующей крови) 30% и более; пострадавший находится в сопорозном состоянии.

Критерии IV степени шока: артериальное давление менее 50 мм рт. ст. либо не определяется, дыхание поверхностное либо судорожное, сознание утрачено. Исходом является клиническая смерть.

Индекс Альговера (шоковый индекс Алговеpа - Буppи, 1967)

Ориентировочно тяжесть шока можно определить по индексу Альговера. то есть по отношению пульса к значению систолического АД.
  • 0,54 — нормальный индекс ;
  • 1,0 — переходное состояние;
  • 1,5 — тяжелый шок.
По дpугим данным *
  • шок I степени свидетельствует индекс от 0,8 до 0,9;
  • шок II степени - 0,9 - 1,2;
  • шок III степени - 1,3 и выше.
По третьим данным *
  • Лёгкая степень шока — индекс 1,0–1,1.
  • Средняя степень — индекс 1,5.
  • Тяжёлая степень — индекс 2.
  • Крайняя степень тяжести — индекс 2,5.

Индекс Альговера у детей

о шоке свидетельствует индекс более 1, а у детей до 5 лет - индекс более 1,5. (Неотложные состояния: диагностика, тактика, лечение. Спpавочник для вpачей. Минск. 1995 г.)

похожие материалы в каталогах

похожие статьи

Затрудненное дыхание у ребенка: причины, что делать, лечение

Физиологический механизм дыхания.

Дыхание — это сложное физиологическое явление, включающее 2 процесса: внешнее дыхание и внутреннее дыхание. В процессе дыхания выделяют акт вдоха и выдоха. Вдох является активным процессом, когда сокращается диафрагма, дыхательная мускулатура грудной клетки и мышцы передней брюшной стенки, ребра выходят вперед и грудная и брюшная стенки двигаются наружу. Выдох происходит пассивно: дыхательная мускулатура и диафрагма расслабляются, ребра опускаются вниз и внутрь.

Физиологическая частота дыхания связана с возрастом ребенка: чем младше ребенок, тем больше частота дыханий. С возрастом дыхание постепенно приближается к ритму взрослого.

Физиологическая частота дыханий и возраст ребенка

Частота дыхания, число в мин.

Любое нарушение дыхания называют «затрудненным» дыханием, и именно оно является решающим для выбора тактики лечения при заболеваниях респираторного тракта.

Одышка

Одышкой, следует считать увеличение в покое частоты дыхания выше физиологической. Одышка характеризуется преобладанием либо вдоха (инспираторная) либо выдоха (экспираторная). Частота и легкость возникновения одышки у детей раннего и дошкольного возраста вызвана патологическим процессом и определяется анатомо-физиологическими особенностями:

  • гортань воронкообразной формы с податливыми хрящами и узкой голосовой щелью, что обусловливает быстрое развитие стенотического дыхания;
  • дыхательные пути узкие, слизистые оболочки полнокровные, что приводит к отеку;
  • хрящевой каркас трахеи и бронхов мягкий, податливый, что часто приводит к смешанному типу затрудненного дыхания.

Инспираторная одышка сопровождается втяжением подложечной области, межреберий, надключичной и яремной ямок при вдыхании. Эти втяжения могут наблюдаться как физиологическое явление у грудных детей при крике и сосании груди. Патологическими причинами, вызывающими инспираторную одышку, могут быть воспаления гортани и трахеи. Этот тип нарушения дыхания называют стенотическим (стридорозным, крупозным) дыханием.

Синдром крупа

Круп — это вирусное воспаление слизистой оболочки в области подсвязочного пространства, сопровождающееся стенозом гортани, что приводит к нарушению дыхания на вдохе. Синдром крупа всегда является грозным состоянием, которое в течение короткого времени при неблагоприятном развитии процесса представляет угрозу для жизни, может потребовать проведения неотложных мер. Синдром крупа относится к неотложным состояниям и требует интенсивной терапии, успех которой зависит от своевременной диагностики и правильной оценки степени тяжести состояния больного, который нуждается в постоянном наблюдении.

Синдром крупа возникает в результате воспалительного отека, накопления мокроты. Эти механизмы определяют клинические симптомы крупа: стенотическое дыхание, грубый, «лающий» кашель и измененный тембр голоса.

Стенотическое дыхание проявляется на вдохе при прохождении воздуха через голосовую щель, суженную из-за воспалительного отека и накопившейся мокроты. У детей раннего возраста иногда на вдохе возникает звук, похожий на «петушиный» крик.

Характеристика крупа по степени тяжести и сестринская помощь

Степень тяжести крупа

Источники: http://dr-omfg.narod.ru/index/0-91, http://www.forens-med.ru/book.php?id=507, http://www.sweli.ru/deti/zdorove/detskie-bolezni/zatrudnennoe-dykhanie-u-rebenka-prichiny-chto-delat-lechenie.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Вязание для детей
  • Дети в детском саду
  • Дети дошкольного возраста
  • Дети школьного возраста
  • Для маленьких детей
  • Животные для детей
  • Зарядка для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Исследование детей
  • Обследование ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Поделки из бумаги
  • Поделки из картона
  • Поделки из пластиковых бутылок
  • Поделки из пластилина
  • Поделки своими руками
  • Поздравления детей
  • Презентации для детей
  • Развивающие игрушки
  • Развитие дошкольников
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Режим ребенка
  • Самостоятельный ребенок
  • Состояние ребенка
  • Способности ребенка
  • Сценарии для детей
  • Творческий ребенок
  • Упражнения для детей
  • Формирование ребенка
  • Эмоциональный ребенок
  • Избранные статьи

    Поделки пластиковых бутылок пальма сделать

    Пальма из пластиковых бутылок своими руками: мастер класс далее...

    Режим ребенка 1 год 8 месяцев

    Ребенок в 1 год 8 месяцев: особенности развития, далее...

    Обследование звукопроизношения у детей

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при далее...

    Приколы с детьми и животными

    Приколы с детьми и далее...

    Тренинг внутренний ребенок упражнения

    Мой внутренний ребенок Независимо от того, сколько вам далее...

    Схемы вязания спицами ажурных узоров детей

    Схемы с описанием ажурных узоров для далее...

    Психолого педагогическая характеристика детей с эмоциональными нарушениями

    Психолого-педагогическая характеристика младших далее...

    Вязание крючком для детей топики для девочек

    Ажурный топ с кружевной каймой Вязаный топ с далее...

    Эмоции детей детского сада

    Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у далее...

    Популярные статьи